Пестова Ольга Владимировна,
заведующая библиотекой лицея № 179 
Калининского района Санкт-Петербурга

Моя профессия – библиотекарь

В настоящее время школьная библиотека играет очень важную роль в информационной культуре школьников. Именно школьный библиотекарь должен постараться привить любовь детей получать знания из книг, помочь научиться ориентироваться в большом количестве окружающей информации. В школьной библиотеке должна царить атмосфера доброжелательности и культуры.

Я работаю в школьной библиотеке не так давно. И хотела бы поделиться своими мыслями относительно того, как нужно построить работу библиотекаря.

В школе учатся разные дети, с разными вкусами и разными взглядами, дети из разных социальных слоев. Единственное, что объединяет всех детей, даже самых тихих и скромных, – это желание познать что-то новое. И вот здесь очень многое будет зависеть от школьного библиотекаря.

Приведу пример. В библиотеку заходят два мальчика из седьмого класса. Видимо, у них было свободное время, и они просто ходили по лицею. Зайдя в библиотеку и увидев меня, они засмущались, сказали: «Ой, это же библиотека», засмеялись и хотели выйти. Я решила, что непременно должна их удержать и заинтересовать. Многие дети думают, что библиотека, это скучно, поэтому задача библиотекаря чем-то заинтересовать ребенка, чтобы его визит в библиотеку не был, как говорится, «первым и последним».

– Ребята, заходите! – сказала я. Они зашли.

– Что-то я Вас не видела раньше в нашей библиотеке?

– Да мы тут впервые.

– Посмотрите, как много у нас есть современных книг! Есть фантастика и приключения, есть книги о ребятах, таких же, как вы!

Смотрю, мальчишки потихоньку прошли подальше и стали смотреть на полки с книгами. Дальше в разговоре я попыталась очень аккуратно выяснить, какие у ребят интересы, читали ли они книги и какие, что им больше всего понравилось. И когда мои мальчишки вышли из библиотеки с книгами, я была просто счастлива!

К сожалению, не всегда получается сразу все замечательно. Дети очень заняты уроками, спортивными секциями, музыкальными школами и у них просто не хватает времени на чтение. В таком случае я предлагаю ребятам взять книгу перед каникулами, чтобы во время каникул можно было спокойно ее прочитать.

Еще хотела поделиться мыслями о формировании библиотечного фонда. Наряду с классиками отечественной и зарубежной литературы  в библиотеке обязательно должны быть книги современных авторов, например, современная детская фантастика, приключения, рассказы о героях, рассказы о животных, сказки. Если ребенок не привык читать, то, как я заметила, его не привлекут сразу произведения, например, В.Г. Короленко или С.Т. Аксакова. Даже повести А. Лиханова или В. Крапивина не всегда вызывают интерес у таких читателей. Именно для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к чтению, и нужна детская фантастика, приключения и т.п. С большим интересом ребята читают сказки и притчи. Обязательно нужно помогать детям выбирать книги для чтения, но делать это очень осторожно, тактично и ненавязчиво. Советовать детям литературу, которая учит добру, вызывает чувство сострадания и чувство гордости. Ведь только человек, обладающий этими качествами может быть культурным. Если мы сможем один раз заинтересовать ребенка и он прочитает книгу, будет большим плюсом, если книга ему понравится, и в будущем он обязательно придет в библиотеку, возьмет еще книгу. Это уже проверено мною на практике. Поэтому, когда говорят: «Зачем читать всякую ерунду, надо читать классиков», – это абсолютно верно, но  детская фантастика, приключения, рассказы о героях – это плавный переход в чтении ребенка к более серьезной литературе.

В современной школе есть сложности в приобретении книг. Не выделяются деньги или выделяются очень мало. Да, к сожалению, это является серьезной проблемой при формировании и обновлении книжного фонда. В нашем лицее директор понимает всю важность этого процесса и при возможности всегда выделяет средства на приобретение книг. 

Еще хотела затронуть тему контакта библиотекарь – ученик. Часто библиотекари при возврате ребенком книги спрашивают, о чем книга, что понравилось, что не понравилось. Если вдруг ребенок эту книгу не прочитал, то библиотекарь делает ему нравоучение и говорит, что больше не будет выдавать ему книги. Считаю такой подход не просто неправильным, но даже вредным, так как он отбивает у ребенка желание ходить в библиотеку и даже вызывает страх перед библиотекарем, а значит, на подсознательном уровне у него едва ли возникнет желание зайти в библиотеку и взять книгу или просто посидеть с интересной энциклопедией в читальном зале. Школьник имеет полное право не прочитать книгу. Она может ему просто не понравиться. Я думаю, у каждого из нас были такие случаи, когда мы начинали читать какое-то произведение и никак не могли его осилить. Откладывали книгу на некоторое время, может, даже на годы, а потом с удовольствием его прочитывали. Каждое произведение должно соответствовать внутреннему состоянию человека в данный момент времени. Когда у меня дети берут книгу, я сразу говорю: «Если не понравится, приходи и возьми другую». Несомненно, библиотекарь должен поинтересоваться тем, понравилась ли книга, что понравилось больше всего. Это нужно для того, чтобы понять, какие у ребенка интересы и какую литературу предложить ему в будущем, но нужно постараться вовремя понять, прочитал ли ребенок книгу, чтобы своими вопросами не вызвать у него чувство стыда и неловкости. Библиотекарь должен быть другом ребенка, только в этом случае можно надеяться на успех.

Знаю об одном случае, когда ребенок, пятиклассник, очень долго не мог сдать книгу в библиотеку. Мама дома положит книгу ему в портфель, вечером сын приносит ее обратно. На вопрос мамы – почему же он не сдал, ребенок отвечал, что забыл. И вот после нескольких таких недель мама пришла встречать сына из школы и проверила портфель. Книга лежала там. Мама стала отправлять его в библиотеку, чтобы наконец-то сдать книгу, ребенок сказал, что не пойдет, он боится библиотекаря. Она будет спрашивать, о чем книга, а мальчик ее не прочитал. Пришлось маме самой сдавать книгу в библиотеку.

Я считаю, что задача библиотекаря быть доброжелательным и вежливым, чтобы ребенок, придя в библиотеку один раз, обязательно захотел вернуться в нее еще. Задача библиотекаря создать благоприятную информационную среду для детей, ощущение уюта. Ведь так приятно, когда дети заходят в библиотеку и говорят: «Ах, как у Вас хорошо! Как хорошо у Вас пахнет книгами!»