Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Информационно-библиотечный центр

Кафедра социального образования


при поддержке

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Российского Книжного Союза

Русской школьной библиотечной ассоциации

Санкт-Петербургского отделения русской ассоциации чтения

Санкт-Петербургского психологического общества

научная секция "Психология и педагогика чтения"

 

ПРОГРАММА

международной научно-практической конференции

«Чтение детей и взрослых:учебный, научный и научно-популярный тексты»
 

25- 26 апреля 2013 года

СПбАППО (ул. Ломоносова, 11-13)

Центральный выставочный зал Манеж ( Исаакиевская пл., д.1)

 

 

25 апреля 2013года - первый день работы конференции

10.30–11.00. Регистрация участников.

11.00–11.30. Открытие конференции.

Александр Сергеевич Горшков, первый проректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования , доктор педагогических наук, профессор

Наталья Ивановна Ильина, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

 

11.30- 13.00. Доклады и выступления.

Изучение научного текста в образовательной практике.

Елена Ивановна Казакова, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург.

Словесный и визуальный учебный текст в школьном учебнике литературы.

Елена Станиславовна Романичева , профессор кафедры русской и зарубежной литературы, заместитель директора Института гуманитарных наук, Московский городской педагогический университет, доцент, старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, г. Москва.

Учебник глазами учителя и ученика (по результатам исследования).

Тереза Георгиевна Браже , профессор кафедры социального образования СПбАППО, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, г.Санкт-Петербург.

Ольга Геннадиевна Ивановская, докторант СПбАППО, ГБОУ СОШ № 544 Московского района СПб, учитель-логопед высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург.

Елена Леонидовна Абрамова , заместитель директора по ВР высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 544 Московского района СПб, учитель истории, г. Санкт-Петербург.

Литературный критик как посредник между читателем и писателем.

Мария Александровна Черняк, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург.

«Успешное чтение» как стратегический приоритет Петербургской школы в реализации новых ФГОС.

Татьяна Гелиевна Галактионова , профессор, доцент РГПУ им. А.И.Герцена, член Международной ассоциации чтения, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург.

Чтение взрослых как актуальная педагогическая проблема.

Зубаржат Исагалиевна Боранбаева , кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Языковых дисциплин» Международной Академии Бизнеса (МАБ), кандидат педагогических наук, г. Алматы, Казахстан.

Электронные образовательные ресурсы как инструмент развития интереса к чтению.

Ольга Рафаельевна Старовойтова, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург.

Электронные издания в учебной деятельности белорусских школьников и студентов.

Ольга Владимировна Токарь, доцент кафедры редакционно-издательских технологий, Белорусский государственный технологический университет, кандидат технических наук, г. Минск, Беларусь.

Возможности сетевых мастер-классов в разработке заданий по функциональному чтению.

Людмила Рождественская , образовательный технолог TKVG, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, Эстония, сертифицированный учитель Google.

Подготовка учащихся к самостоятельной информационно-познавательной деятельности для успешного освоения учебных программ.

Татьяна Ивановна Полякова, заведующая информационно-библиотечным центром, ст. преподаватель кафедры социально-педагогического образования СПбАППО, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург.

 

13.00–13.30. Перерыв.

13.30–16.00. Секции.

16.00–17.00. Мастер-класс.

 

Секция 1. Психолого-педагогические проблемы чтения отраслевой литературы.

 Ведущий: Валентина Александровна Бородина, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, доктор педагогических наук, председатель научной секции "Психология и педагогика чтения" СПб Психологического общества.

 

Бородина В. А. Теория и технология созидающего чтения в читательской социализации детей и взрослых, г. Санкт-Петербург.

Бородин С.М. Методики анализа текстов отраслевой тематики в школьном образовании, г. Санкт-Петербург.

Андреева Ю. Ф. Чтение, анализ и обсуждение богословских и естественнонаучных текстов П.А. Флоренского как фактор развития интереса к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», г. Отрадное, Ленинградская область.

Ваганова М.Ю. Преодоление страха трудностей чтения, г. Челябинск.

Ипатов А.В. О деструктивных направлениях в литературе, г. Санкт-Петербург.

Локиев А.А. Проблема усвоения художественного текста в педагогической литературе, г. Санкт-Петербург.

Ильичева И.А. Опыт внедрения программы «Звучащая речь» на уроках информатики, г. Санкт-Петербург.

Зражевская Т.И. Инновационные методы приобщения к чтению (на примере изучения произведений Салтыкова-Щедрина в профессиональном лицее), г. Санкт-Петербург.

Соколова О. Д. Повышение качества чтения: коррекционная работа педагога-психолога, г. Вологда.

Усачева И.В. Чтение учебного и научного текста: системно-деятельностный подход к исследованию и обучению, г.Москва.

Лесохина А.М. Формирование умений извлекать информацию при чтении иноязычных научно-популярных текстов, г. Санкт-Петербург.

Бельцова Г.А.Опыт работы учителя русского языка и литературы по развитию у школьников интереса к чтению, г. Санкт-Петербург.

Трофимова С.А. Особенности работы с электронными образовательными ресурсами для развития интереса к чтению, г. Санкт-Петербург.

Гушул Ю.В. Роль научных текстов в развитии читательской культуры студентов, г.Челябинск.

Фатыхова Т.И. Чтение – важный аспект образовательного процесса, г. Санкт-Петербург.

 

Секция 2. Модели стимуляции познавательной деятельности читателей в библиотеке

Ведущие: Татьяна Ивановна Полякова, заведующая информационно-библиотечным центром, ст. преподаватель кафедры социально-педагогического образования СПбАППО, отличник народного образования, почетный работник общего образования РФ, член Международной ассоциации чтения, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург.

Татьяна Борисовна Гугина, методист информационно-библиотечного центра СПбАППО, г. Санкт-Петербург.

 

Зуева Е.М. Деятельность школьных библиотек по привлечению учащихся к чтению научно-популярной, научной и учебной литературы, г. Москва.

Варганова Г.В. Ценностные основания читательской деятельности, г. Санкт-Петербург.

Загребельная Е.Н., Пироженко А.Н. Роль школьной медиатеки в поддержке современного учителя, г. Санкт-Петербург.

Кашурникова Т.М., Кунаницына К.С.Развитие информационной культуры школьников при работе с книгами британских издательств (из опыта проектной деятельности), г. Санкт-Петербург.

Подгородская Л.Н. Выставочная деятельность школьной библиотеки как одно из условий развития воспитательной системы образовательного учреждения, г. Ревда, Свердловская область.

Петрицкая И.С. Роль чтения учебных, научных и научно-популярных текстов в кругу семьи, г. Санкт-Петербург.

Сапиташ Л.В., Ярышкина Ю.А. Стратегия смыслового чтения в проектной деятельности обучающихся, г. Великие Луки, Псковская область.

Попова Н.В. Приоритеты чтения познавательной литературы в детских библиотеках города Мурманска, г. Мурманск.

Смотрова Е.Е. В поисках провокаций книжного потрясения. Тексты и смыслы детской книги в библиографическом преломлении, г. Челябинск

Мещерякова О.С. Школьная библиотека: формы использования научной и научно-популярной литературы, г. Санкт-Петербург.

Нестерова Р.С. ЭОР в практике библиотекаря: технологии и методы использования г. Нижнекамск, Республика Татарстан.

Галкина Т.А. « Поспеть за быстрым веком…», г. Санкт-Петербург.

Мосина Е.В. Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно-образовательной среде гимназии, г. Кировск, Ленинградская область.

Бушмакина Н.В., Сизаск Л.И. Разработка проекта читательского клуба в библиотеках разных видов, г. Санкт-Петербург.

Синкевич Т. А. Акция как средство мотивации чтения ребёнка и подростка, г. Санкт-Петербург.

Антонова Н.М. Роль Недели детской книги в развитии читательской культуры учащихся начальной школы, с. Моша Архангельской область, Няндомского района.

Белаш А.Ф., Гамаюнова А.А. Использование SKYPE-технологий в работе современной библиотеки, г. Санкт-Петербург.

Желонова Ю. В. Издательство «Дрофа»: организация внеклассного чтения», г. Москва.

Алышева Т.Н. Особенности работы с электронными ресурсами для развития интереса к чтению, г. Санкт-Петербург.

 

Секция 3. Роль учебной и научной литературы в развитии интереса детей и взрослых к чтению

Ведущий: Тереза Георгиевна Браже, профессор кафедры социального образования СПбАППО, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, г. Санкт-Петербург.

 

Роботова А.С. Использование различных текстов в процессе магистерского образования, г. Санкт-Петербург.

Галицких Е.О. Технологические «ключи» к научно-популярным текстам как дидактическим материалам, г. Киров.

Шатилова И.И. Влияние учебного текста на качество чтения, г. Санкт-Петербург.

Соснина С.В. Определение способов позитивного влияния учебных текстов на развитие личности детей и их опытно-экспериментальная проверка, г. Санкт-Петербург.

Неснова Т.А. Учебник литературы в старшей школе как средство работы над художественным миром писателя, г. Санкт-Петербург.

Сачава О.С., Лапцевич И.М. К вопросу о формировании у учащихся ценностного отношения к тексту, г. Санкт-Петербург.

Недорезова М.Г. Особенности работы с электронными образовательными ресурсами для развития интереса к чтению, г. Санкт-Петербург.

Фадеева Е. А. Использование художественной литературы на уроках естественно - научного цикла, г. Санкт-Петербург.

Селицкая В.В. Учебник литературы как источник информации об общественно-историческом контексте при изучении художественного произведения, г. Санкт-Петербург.

Дуб Н. И. Работа с учебным лингвистическим текстом на уроках русского языка в 5 классе (УМК М.М.Разумовской), г. Северодвинск, Архангельская область.

Петрова И.А., Марченко В.Ю. Творческая мастерская «Возможности нанотекста», г. Санкт-Петербург.

Погребова П.В. Обучение учащихся пониманию различных типов речевой коммуникации на материале учебных, научных и научно-популярных текстов, г. Санкт-Петербург.

Мацепура О.Р. Использование разножанровых текстов на уроке экономики как средства развития компетентности учащихся, г. Санкт-Петербург.

Тихвинская Н.Б. К вопросу о роли учебных и научно-популярных текстов в организации учебной дискуссии на уроке литературы, г. Санкт-Петербург.

Лежнева Л.В. Роль научно-популярных текстов в формировании метапредметных умений на уроках литературы, г. Санкт-Петербург.

Грачёва И.В. Опыт междисциплинарных связей в решении проблем чтения, г. Санкт-Петербург.


Секция 4. Проектирование программ, проектов поддержки и развития чтения для образовательных учреждений и самообразования

Ведущий:Татьяна Гелиевна Галактионова, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, доктор педагогических наук, член Международной ассоциации чтения, руководитель Санкт-Петербургского отделения РАЧ, г. Санкт-Петербург.

 

Филиппова Е.С. Литературный проект «Чтение без границ. Россия–Словения–Босния», г. Санкт-Петербург.

Ерыкалова Т.А. Формирование читательской активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с творчеством писателей и поэтов родного края, г. Череповец, Вологодская область.

Крюкова М.В. Региональный проект "Читатель Поморья" как средство познания культуры Севера, г. Архангельск.

Ширяева С.А. Рабочая тетрадь "NOTEBOOK удивительных открытий" - неформальный подход к формированию навыка смыслового чтения, г. Архангельск.

Гутник И.Ю., Матвеевская М.А. Разработка тренингов социокультурной адаптации детей-инофонов средствами чтения, г. Санкт-Петербург.

Герасимова Н.П., Попова Н.А., Солонская И.А. Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников, г. Санкт-Петербург.

Романова Л.Б. Роль чтения учебных текстов в кругу семьи, г. Санкт-Петербург.

Плотникова М.А. Использование электронных ресурсов в развитии интереса к чтению, г. Сургут.

Мосина А.В., Обласова Л.Ю. Художественное чтение как способ достижения личностных результатов обучения младших школьников, г. Санкт-Петербург, г. Гатчина Ленинградской области.

Капустина Е.В. Приемы воспитания интереса к чтению в начальной (или основной) школе, г. Санкт-Петербург.

Стрелецкая Е.В. Разработка образовательной программы «Историческое краеведение» как средства привлечения школьников к чтению учебной краеведческой литературы, г. Санкт-Петербург.

Жук С.Г. Первичные навыки работы с информацией как результат ФГОС. Приемы работы с учебным текстом в начальной школе, г. Санкт-Петербург.

Васильева О.С. Внеклассное чтение как средство развития читательской самостоятельности младших подростков, г. Санкт-Петербург.

Федюкович З.П., Анкудавичус Н.М. Измерение качества чтения в начальной школе, г. Санкт-Петербург.

Бургонова Е.Ю. Интегрированные уроки как средство повышения роли книги в образовательном процессе, г. Санкт-Петербург.

Логунцова С.К. Участие младших школьников в литературных проектах, г. Санкт-Петербург.

Афанасьева М.А., Бочкова С.В., Ерохина Н.А., Каракчиева Т.В., Карпова И.Ю., Крылова И.А., Ситникова В.И. Слуцкер Т.М. Практикум решения профессионально-педагогических задач в социо-культурной сфере. Книжный дозор. Литературный квест, г. Санкт-Петербург.

Стрелецкая Е.В. Разработка образовательной программы «Историческое краеведение» как средства привлечения школьников к чтению учебной краеведческой литературы, г. Санкт-Петербург.

Попова Н.А., Солонская И.А., Герасимова Н.П. Использование информационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников, г. Санкт-Петербург.

Красновская Е.М. Приобщение школьников к чтению научно-популярной литературы через проектную деятельность, г. Санкт-Петербург.

Милёшина Л.В.Чтение современной литературы как условие развития ценностных ориентаций старшеклассников, г. Санкт-Петербург.

Петрова О.С., Голдырева Т.В. Проект по развитию детского чтения на земле Олонхо «От чтения в парке – к великим открытиям», Республика Саха (Якутия), г. Якутск.

 

16.00–17.00. Мастер-класс. Определение способов позитивного влияния учебных, научных и научно-популярных текстов на развитие личности детей и взрослых и их опытно-экспериментальная проверка.

Ведущий: Наталья Михайловна Свирина, профессор, заведующий кафедрой педагогики Института специальной педагогики и психологии, доктор педагогических наук, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.

 

17.00–17.30. Открытая трибуна. Подведение итогов конференции.

19.30–22.00. Специальное мероприятие конференции.

Мюзикл «Симфония огня» театра "Ювента" по роману Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» на площадке театра "Алеко" по адресу: пр. Гагарина, д. 42, ст. м. "Звездная".

В спектакле рассказывается об отказе человека будущего от книги и мысли, в ней заключенной, во имя развлечений и спокойного, бездумного существования, уюта без душевного тепла. В зрелищной, яркой форме спектакль раскрывает проблемы современного общества потребления, показывает, к каким последствиям приводит снижение общего культурного уровня. После просмотра спектакля состоится его открытое обсуждение.

 

26 апреля 2013 года – второй день работы Конференции.

Центральный выставочный зал МАНЕЖ (Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д.1)

Конференц-зал "КУБ"

09.30–10.00. Регистрация.

10.00–10.10. Вступительное слово.

Татьяна Ивановна Полякова, заведующая информационно-библиотечным центром, ст. преподаватель кафедры социально-педагогического образования СПбАППО, отличник народного образования, почетный работник общего образования РФ, член Международной ассоциации чтения, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург.

 

10.10–10.30. Награждение педагогов по итогам проведения Дня Культуры и городского конкурса сочинений в рамках правительственной программы «Культурная столица».

Евланова Ирина Анатольевна – главный специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

Чирятьев Михаил Николаевич – Вице-президент Международной Лиги защиты Культуры.

 

10.30–10.40. Приобщение к культурным ценностям в образовательной среде

Алла Борисовна Афанасьева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования ребенка РГПУ им. А.И.Герцена, член исполкома СПб отделения Международной Лиги защиты Культуры, г. Санкт-Петербург.

10.40–11.20. Проекты издательства «Детгиз».

Алла Юрьевна Насонова , генеральный директор издательства Детгиз, г. Санкт-Петербург.

Сергей Анатольевич Махотин, российский поэт, прозаик, автор произведений для детей.

11.20-11.30. Научно-популярная литература издательства "Просвещение" как средство поддержки учебного процесса".

Лариса Евгеньевна Сыромятникова, руководитель Регионального отдела издательства "Просвещение", г. Санкт-Петербург.

11.30–11.40. Издательство «Дрофа»: организация внеклассного чтения.

Юлия Владимировна Желонова, старший специалист по работе с регионами отдела продвижения центра маркетинга издательства "Дрофа", г. Москва.

11.40–11.50. Программный Комплекс «Центр Комплектования Библиотек», проект «Скомплектуй свою районную библиотеку» как практические инструменты реализации программы поддержки и развития чтения.

Александр Витальевич Прохоренко , генеральный директор ООО «Бизнес-Пресса», г. Санкт-Петербург.

11.50–12.00. Формирование экологической культуры школьников посредством сказки.

Нина Григорьевна Ильина, член белорусской национальной культурной автономии Санкт-Петербурга.

 

12.00–18.00. Посещение мероприятий VIII международной специализированной выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон».

 

13.00–15.30. Специальное приглашение. Круглый стол «Фантастика как актуальное чтение: вызовы современности» Конференц-зал № 2.

Мария Александровна Черняк, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена.

Вера Викторовна Ялышева , директор Центра чтения Российской национальной библиотеки.