Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

ПОСТ-РЕЛИЗ

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Чтение детей и взрослых: формирование традиций
современного семейного чтения»

Конференция проходила в смешанном формате два дня: 27 марта – СПб АППО, 28 марта СПб ГБУК «Санкт-Петербургская специальная центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина.

На конференцию предварительно зарегистрировалось 446 человек (ученые, библиотековеды, философы, библиотекари, учителя, писатели, издатели и другие заинтересованные лица).

В первый день конференции состоялись:

Пленарное заседание https://vk.com/video-212454770_456239575 

Секция «Союз семьи, книги и библиотеки» https://vk.com/video-212454770_456239575 

Круглый стол «Современные ресурсы по формированию традиций семейного чтения в XXI веке» https://vk.com/video-212454770_456239577

Мастер-класс «Журналы периодической печати для детей: история и современность» https://vk.com/video-212454770_456239576

Конференцию открыла проректор по развитию проектной деятельности Калинина Екатерина Игоревна. С приветственным словом к участникам конференции обратилась Жукова Татьяна Дмитриевна, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, и Соломонова Марина Валерьяновна, заместитель директора по развитию и инновациям СПб ГБУК «Санкт-Петербургская специальная центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина».

Мелентьева Юлия Петровна, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом проблем чтения ФГБУ НИЦ «Наука» РАН (г. Москва), в своем выступлении охарактеризовала новые задачи изучения чтения, стоящие перед библиотекарями учебных заведений.

О будущих лидерах России, которые начинаются с читающих мам рассказала Жукова Татьяна Дмитриевна, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), а Качева Елена Валерьевна, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (г. Челябинск) раскрыла в своем выступлении понятие чтения как инструмента суверенной образовательной политики в России.

Про особенности детского чтения во взрослом возрасте (на примере случая «Лаборатории ДЕТЛИТ») сообщила Черняк Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

О возможностях пространства читательской практики рассказала Хайдарова Гульнара Равилевна, д. филос. н., независимый исследователь (г. Санкт-Петербург).

Волкова Марина Александровна, директор ГБОУ СОШ № 574 Невского района Санкт-Петербурга, лауреат Всероссийского конкурса «Директор России-2022», вдохновила всех своим опытом трансформации школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр, охарактеризовав данный проект как инновационный и вдохновляющий к преобразованиям.

На секции «Союз семьи, книги и библиотеки»( модератор Полякова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования, заведующий информационно-библиотечным центром СПб АППО) участники конференции говорили о возможностях и значении возрождения традиции семейного чтения в современном мире

На круглый стол (модераторы Галактионова Татьяна Гелиевна, профессор Института педагогики СПб ГУ, доктор педагогических наук, профессор, г. Санкт-Петербург; Рудник Виктория Васильевна, специалист информационно-библиотечного центра СПб АППО, руководитель Санкт-Петербургского отделения Ассоциации школьных библиотекарей русского мира) «Современные ресурсы по формированию традиций семейного чтения в XXI веке» были приглашены педагоги-библиотекари и школьные библиотекари города, представители публичных библиотек, главные редакторы детских периодических изданий Санкт-Петербурга, методисты ИМЦ по работе со школьными библиотеками города, представители издательств детской литературы.

На круглом столе обсуждались современные ресурсы и подходы, которые могут быть полезны при создании и поддержании традиций семейного чтения.

Тимченко Светлана Геннадьевна, старший преподаватель кафедры социально-педагогического образования СПБ АППО, в ходе мастер-класса предложила участникам проанализировать содержание журналов «Пионер», «Костер» разных лет издания, изложила рекомендации для учащихся по созданию собственного журнала, его наполнению тематическим содержанием согласно современным векторам воспитательной деятельности, определила требования к ученику, необходимые при создании журнала периодической печати. Итогом мастер-класса стало педагогическое проектное решение об использовании потенциала журналов периодической печати для современных детей и подростков.

Участники конференции подвели итоги работы первого дня работы:

– Потеря статуса престижности и исключительной роли чтения в жизни общества – одна из тенденций последних десятилетий.

– Кризис чтения наблюдается во всех индустриально развитых странах, так называемая вторична неграмотность приводит к ряду негативных социальных и экономических последствий.

– У нас наработан большой опыт по защите чтения, его стимулированию.

– Ценность поддержки семейного чтения чрезвычайно актуальна именно сегодня, возможно, как никогда раннее, сохранить традиции, невзирая на все вызовы, с которыми мир встретился в век информации.

Полагаем, что поддержание традиций семейного чтения в XXI веке требует комбинации современных подходов и технологий с традиционными ценностями чтения и литературного наследия.

На втором дне конференции 28 марта в СПб СЦДБ им. А.С. Пушкина (онлайн-трансляция https://www.youtube.com/watch?v=XBIeKaPE91Q) педагоги, библиотекари, издатели, писатели продолжили разговор о современных тенденциях, способах формирования и перспективах развития семейного чтения и составили следующие рекомендации:

1. Интеграция современных технологий – продолжение интеграции цифровых ресурсов и технологий для современного семейного чтения.

2. Обучение родителей и педагогов – проведение обучающих семинаров и школ для родителей и педагогов по формированию традиций чтения в семье

3. Поддержка литературного обмена – создание программ обмена книгами, чтение в кругу семьи, дружеские обсуждения прочитанного для содействия семейным традициям чтения.

В информационном обществе чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Новые возможности, которые предоставляет электронная среда дают шанс усилить нашу работу, увидеть новые подходы и ресурсы.

В конференции очно приняло участие 112 человек, подключилось к трансляции – 145 из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, количество просмотров за два дня более 2100 из Беларуси, Башкортостана, Челябинска, Курска и Курской области, Москвы и Московской области, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Рязанской области, Нижегородской области, Красноярского края, Краснодара и др.