Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Доклад представлен в редакции автора

Забродина С.В.

Чтение патриотической книги как фактор формирования гражданской идентичности

 

Сведения об авторе: Забродина Светлана Владимировна – заведующий библиотекой ФГКОУ Санкт-Петербургский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ», аспирант кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования гражданской идентичности в кадетском корпусе, использование ресурсов библиотечного фонда как инструмента патриотического воспитания кадет. Обосновывается сотрудничество с организациями культуры и искусства как дополнительная возможность воспитания личности гражданина в закрытом учебном заведении.

Ключевые слова: гражданская идентичность, кадетский корпус, библиотечный фонд, образовательное пространство, воспитательный процесс.

 

В современных условиях неотъемлемую часть стратегии национальной безопасности Российской Федерации составляет государственная культурная политика, призванная обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Указом Президента Российской Федерации № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», (далее – Основы) от 24.12.2014 года была поставлена беспрецедентная в современной России «задача разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества».

Изменившиеся сегодня условия существования гражданского общества ставят вопрос об острой потребности в гражданской идентичности и гражданской компетентности личности. Идентичность – чувство самоотождествления, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от его изменений и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. [4, с. 145, 185]

Гражданская идентичность предполагает формирование «гражданственности как важнейшей черты личности, которая включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, самоуважение и дисциплину, а также гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения». [3, с.18]

Активное внимание педагогической и библиотечной общественности связано с формированием гражданской идентичности, с принятием федеральных государственных образовательных стандартов, определяющих гражданскую идентичность одним из главных приоритетов современного воспитания и образования. Проблематика, связанная с определением сущности гражданской идентичности, основных факторов и методов, содействующих ее формированию, являются предметом многих исследований.

Образовательное учреждение призвано к реализации и формированию гражданской идентичности, которая является составляющей национальной идентичности, и предметом исследования российских ученых, главным образом представителей социо-гуманитарного знания: А.Г. Асмолов, Т.В. Водолажская, А.М. Кондакова, А.М. Юшин.

Необходимость формирования гражданской идентичности исследователи связывают с усилившимся в начале XXI века кризисом идентичности, который обострил проблему взаимодействия личности и общества, личности и группы.

Гражданская идентичность является важнейшей фундаментальной ценностью, которая включает в себя в качестве основополагающих множество органических составляющих, среди которых – мировоззренческое, историко-культурное, идейно-политическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое воспитание. Гражданская идентичность как результат стабильности общества определяет взаимодействие и взаимозависимость его членов, а также их способность проявлять различные формы совместной деятельности.

Определение гражданской идентичности связано с формированием гражданственности и гражданской компетентности как потребности общества в гражданах, чей уровень повседневного поведения, сложившийся на основе добросовестности, уважения к согражданам, социальной активности, гармоничного сочетания интернациональных, национальных, патриотических чувств, чрезвычайно высока. [1, с. 83]

Ученые, рассматривающие проблемы компетентности и компетенции (Д.А. Иванов, И.Г. Галямина, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской), определяют компетенцию как то, чем обладает человек (навыки, способности, сферы ответственности, предметные области), а компетентность – как характеристику человека (т. е. обладание компетентностью; человек, который знает, обладает знаниями). В случае гражданской компетенции под этим понятием подразумевается сочетание навыков, которые позволяют человеку активно, ответственно и эффективно реализовывать ряд гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Гражданская идентичность связана с формированием патриотизма. Патриотизм является важнейшей фундаментальной ценностью, которая включает в себя множество ключевых органических составляющих, среди которых – мировоззренческое, историко-культурное, идейно-политическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое воспитание. [2, с. 140]

Формирование гражданской идентичности и патриотизма особенно значимо, для обучающихся кадетских учебных заведений. Это связано с тем, что воспитание в данной типе учебных заведений всегда было основано на исторических принципах патриотического служения Отечеству, должны формировать ценность и гражданскую идентичность воспитанников и ориентировать воспитанников на труд и служение на благо своих сограждан и своего Отечества.

Воспитание в духе любви и преданности Отчизне всегда было и остается по сей день базовым компонентом системы образования в кадетских учебных заведениях. Основной целью воспитания в такого рода учебных заведениях является формирование активной, образованной и творческой личности, которая чтит победы и значимые достижения предшествующих поколений и готова нести ответственность за судьбу своей Родины. Возраст учащихся кадетских корпусов и училищ – детский и подростковый – является наиболее оптимальным для воспитания любви к своей стране, природе родного края, к своему народу, т.к. именно эти годы являются периодом формирования социальных интересов и жизненных идеалов.

Ключевая роль в воспитании личностных качеств, в особенности патриотизма и гражданской идентичности, принадлежит библиотеке как фундаментальному собранию ресурсов, источников знаний и опытных компетенций прежних поколений.

Общественная и гражданская позиция личности – одни из немногих качеств человека, формирование которых происходит в юношеском возрасте и оказывает влияние на всю последующую жизнь. Сегодня просто необходимо объяснять обучающимся специфику России, ее место и роль в мировой истории.

Гражданская идентичность наряду одно из немногих качеств, которое активно развивается в подростковом возрасте и сказывается на всей последующей жизни человека. Вы не можете выбрать страну, в которой вы должны родиться. Придет время, когда вам придется определить свое отношение к нему. А сегодня просто необходимо объяснить юным читателям особенности России, ее место и роль в мировой истории. Этой теме может быть посвящен ряд мероприятий:

В довузовских учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации требует разработки и использования новых подходов и технологий, соответствующих современным социальным и образовательным реалиям. В этой связи необходима систематическая и целенаправленная деятельность кадетских корпусов и училищ по организации партнерства с учреждениями сферы образования, науки и культуры, реализующими программы и проекты патриотической направленности, которые формируют высокое патриотическое сознание, чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению гражданского и военного долга.

Основными формами библиотечной работы, содействующими формированию гражданской идентичности и патриотизма, являются регулярное и своевременное пополнение библиотечного фонда (в том числе периодическими изданиями), индивидуальные и групповые беседы в рамках деятельности «Клуба любителей книги», книжные обзоры, составление рекомендательных списков литературы, тематические викторины, выставки к юбилейным и праздничным датам, подбор книг для занятий, праздников, конкурсов.

Большой интерес у воспитанниц вызывают встречи с известными писателями-современниками, тематические круглые столы, лекции, доклады, викторины, конференции, диспуты, экскурсии в различные библиотеки и по литературным маршрутам города, волонтерское движение в помощь людям с ограниченными возможностями, встречи с ветеранами и участниками боевых действий, военнослужащими, общественными деятелями, участие в акциях, обсуждение кинофильмов и книг.

Уникальность такого рода мероприятий заключается не только в сохранении памяти об историческом прошлом нашей страны, но и в получении опыта объективной оценки современности, вырабатывают собственную позицию, личностное отношение к происходящему, помогают открыть возможности собственного вклада в историю России.

Перечисленные мероприятия успешно сочетают в себе направления по воспитанию и обучению, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Библиотека учебного заведения Пансиона закрытого типа играет значимую роль в формировании гражданской идентичности. Важнейшим ресурсом для формирования у обучаемых гражданской идентичности являются фонды библиотеки, содержащие официально-документальную, научную, научно-популярную, учебную, справочную, производственную литературу по различным отраслям знаний.

Каналами пополнения документов являются отдел по работе с личным составом Западного военного округа, электронный аукцион книжных издательств, пожертвования от членов попечительского совета и населения Санкт-Петербурга, авторов коллекции книг об истории, культуре, искусстве России представлены в фонде.

Библиотекой Санкт-Петербургского Пансиона воспитанниц была получена в дар книга Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу «Про вчера» с дарственной надписью автора.

В целях достижения полноты и оперативности удовлетворения информационных потребностей библиотека организовала сотрудничество с библиотеками других видов: федеральными (Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина и Российская национальная библиотека), региональными, центральными (Ленинградская областная универсальная научная библиотека), академическими (Библиотека академии наук) и городской и муниципальными библиотеками Санкт-Петербурга.

Взаимовыгодный документообмен способствуют расширению информационного ресурса формирования гражданской идентичности.

Библиотека организует экскурсии обучающихся в учреждения культуры, проводящие активную работу по экспонированию документов.

Тематические выставки, юбилейные, мемориальные, а также проводимые сотрудниками библиографические обзоры представленных на выставке книг способствуют повышению посещаемости библиотеки, росту книговыдачи и читаемости.

Статистика: после проведения выставки «На страже Родины», посвященной Дню защитника Отечества, было зафиксировано, что книговыдачи вырос на 21%.

Выставка к 8 марта «Женщины на Защите Отечества» вызвала неподдельный интерес и читательский спрос вырос на 21%.

Помимо тематических выставок в библиотеке получила распространение практика персональных выставок, посвященных биографии выдающихся деятелей, совместно с Центральной военно-морской библиотекой (ЦВМБ). Документы для экспонирования по актам внутри ведомства. Перспективные планы сотрудничества чрезвычайно обширны и включают в себя посещение мемориального кабинета прославленного адмирала, руководителя Первого кругосветного путешествия, И.Ф. Крузенштерна, бывшего директором ЦВМБ. В год 250-летнего юбилея со дня рождения выдающегося путешественника планируется ряд исследовательских работ по изучению книг и документов из личного архива адмирала, хранящихся в фондах Центральной военно-морской библиотеки, а также участие в ежегодных Крузенштернских чтениях на базе ЦВМБ.

Запланировано посещение филиала библиотеки, находящегося в Адмиралтействе.

Другим партнером по внутриведомственному взаимодействию стала библиотека Дома офицеров Западного военного округа. Библиотека в здании на Литейном проспекте д. 20 работает уже более века. На сегодняшний день ее фонд насчитывает свыше 150 000 книг. В библиотеке есть подписка, читальный зал и книгохранилище. Основой фонда является литература военной отрасли, книги по истории создания и славному пути русских полков, большую часть занимает классическая литература, частью дореволюционного года издания.

Библиотека Дома офицеров на регулярной основе предоставляет материалы из своего фонда для организации книжных выставок на территории Пансиона. Выездные выставки позволяют расширить аудиторию знакомящихся с редкими и актуальными изданиями по истории, военному делу, подвигу блокадного города.

Большое внимание воспитанниц привлекают мемориальные выставки к юбилейным датам известных людей, по окончанию которых книговыдача на тему вырастает на 35-40%.

Тематические выставки (ко Дню Конституции, Дню славянской письменности) дополняются обзорами литературы по теме, в которых приводится список книг, посвященных представленному событию, находящихся в том числе в других библиотеках города.

Важным инструментом работы в направлении формирования гражданской идентичности является библиографический список книг. Такие списки составляют сотрудники учебной библиотеки Пансиона и сотрудники библиотек-партнеров, сотрудничающих в контексте профильного направления. Такие списки содержат кроме традиционных носителей перечень изданий в электронных библиотечных системах (ЭБС), таких как ЛитРесс, Национальная электронная библиотека (НЭБ) и др).

Следует подчеркнуть, что в формировании гражданской идентичности используются в том числе и книги на иностранных языках, изучаемых в Пансионе.

Сотрудничество с музеями патриотической направленности (Мемориальный музей А.В. Суворова, Музей подводных сил им. А.И. Маринеско представляют собой ключевой ресурс для совершенствования образовательного и воспитательного процессов в кадетских корпусах и училищах. В рамках совместных проектов музей представляют не только литературу профильной тематики для юбилейных и персональных выставок, но и материалы и документы для исследования, написания научных и творческих работ.

Организация проектной деятельности по формированию гражданской идентичности и патриотическому воспитанию на основе изучения и использования фондов библиотеки способствует личностному развитию учащихся, обогащению их когнитивного потенциала, вызывает у учащихся чувство гордости за свою страну, формирует чувство гражданственности, принадлежности к определенному социуму и патриотическое сознание воспитанников.

 

Источники

  1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. №1 С.65-87/
  2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5-6. – С. 140-142.
  3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  4. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис : пер. С англ. / Э. Эриксон ; общ. Ред. И предисл. А.В. Толстых. 2e изд. М. : Флинта: МПСИ : Прогресс, 2006. 352 с.