Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Особенности формирования информационной культуры учащихся

в общеобразовательных учреждениях

Т.И. Полякова

зав. информационно-библиотечным центром

СПб гос. университета пед. мастерства

Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированной в школьные годы, намечают приоритеты в его общественной и частной жизни. Понятие «культурный человек» тесно связано с объектом и качеством информации о природных и социальных законах. Чем активнее использует человек полученные в процессе собственного образования знания, тем актуальнее содержание этих знаний для окружающих, тем выше оценивается уровень его общей культуры. В то же время само содержание информации о человеке и мире, ее объем создает определенные трудности в их освоении и интерпретации. Само понятие «информация» обладает свойством как духовного, так и материального мира человека. Это особенно важно для понимания сущности информационного общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, а с другой служит основным средством межличностных отношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека и его материальное бытие.

Пока старшее поколение с опаской приглядывается к новым информационным средствам, неотвратимо проникающим в повседневность, их дети и внуки быстро осваиваются в этой действительности. Герои книг и видеофильмов, партнеры по связи через Интернет расширили круг их наставников и друзей. Средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением, а информационная культура выступает одним из основных компонентов его социального благополучия. Современные исследования («Российские подростки в информационном обществе», Цымбаленко С.Б.) показывают, что типичный подросток живет настоящим, ему сегодня и хочется скорее стать взрослым, самостоятельным, но интерес к настоящему у подростков специфичен. Им важно знать, прежде всего, о себе и о своих друзьях, о подростковом социуме и его субкультуре – не только знать, но сделать эту субкультуру своей.

Задача организаций, средств массовой коммуникации заключается в том, чтобы обеспечить защиту прав каждого ребенка, подростка на получение полной, достоверной качественной информации, необходимой для полноценного становления и развития, создать условия для активного участия самих подростков в принятии решений, для правильной переработки и усвоения информации.

Формирование информационной культуры начинается в школе. Существуют разные пути формирования. Наиболее эффективный – чтение, так как это одна из сфер деятельности, в которой не только формируются, но и реализуются ценностные ориентации подростков. Современные исследования («Учительская газета» №37-40 за 1992 год, «Как подростки проводят свободное время») показывают, что чтение не популярно среди учащихся. Очевидно, что нужно пересмотреть содержание диалога о книге и чтении, так как возникла новая культурная и социальная реальность: пришло новое поколение читателей, появился новый тип нечитателя. Чтение как деятельность осуществляется в системе новых приоритетов творческой, социальной, коммуникативной активности личности в информационном обществе. Поэтому и возникает необходимость введения в содержание образовательных программ основ информационной грамотности – совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявить и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, образовательное и практическое значение. Общеобразовательные программы также преследуют цель развития общей культуры личности, адаптацию человека к жизни в обществе. Поэтому они, безусловно, реализуют задачи формирования информационной культуры как составной части общей косвенным путем. В федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта задачи формирования информационной культуры прослеживаются только в требованиях, предъявляемых к образовательной системе «Информатика»: прочное, осознанное владение основами знания о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрытия значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли современных информационных технологий в развитии общества. Реализация подобных требований позволяет заложить фундамент, на основе которого можно формировать информационную культуру школьника.

А возможно ли формирование информационной культуры в процессе преподавания, дисциплины «Информационная культура личности» и каково будет ее наполнение? Как отмечает Н.Б.Зиновьева, формирование информационной культуры – проблема комплексная и многоаспектная, включающая методы ее реализации, разработанные в рамках различных исторически сформировавшихся институтов. Поэтому воспроизвести все грани информационной культуры в пределах одной дисциплины, механически перенеся методы, созданные в недрах библиотек, архивов, музеев, медиа-центров и т.д. вряд ли возможно. Курс «Информационная культура личности» должен заложить основы информационного мировоззрения, вооружить ребенка методологией и методикой работы с информацией, преподать ему азы философии информационного общества, помочь органично влиться в культуру этого общества и стать его полноправным членом.

Вопрос о наполнении дисциплины «Информационная культура личности» сложен. Информационная культура активно содействует развитию эвристических способностей личности, поскольку предполагает овладение методами отбора, использования и анализа информации. Человек, свободно оперирующий этими методами, может без каких-либо затруднений построить модель процесса решения любой задачи, связанной с информацией. Сама же информационная культура предстает как система интеллектуальных операций, осуществляемых в процессе поиска необходимых ему сведений. При этом основными задействованными методами являются информационный и библиографический. Они ориентируют человека в мире документов и в то же время служат познанию механизма взаимодействия его и информации. Школьник в процессе изучения дисциплины «Информационная культура» должен овладеть логической цепочкой поиска и преобразования информации, что возможно только при применении этих двух методов в качестве основополагающих. Отсюда – необходимость включения в курс «Информационная культура личности» библиотековедения и библиографии наряду с основами информатики.

Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности, и, в конечном счете, формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:

– отношения к информации;

– личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

– умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

– устранять информационный дефицит;

– способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному, способности создавать и использовать персональные поисковые системы, способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к библиографическому общению.

Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей. Исследование «Социальный портрет молодого читателя», проведенного в 1998 году в Волгограде, показало, что многообразие форм организации учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи, академии, университеты), введение в оборот широких пластов литературы, новые учебные дисциплины формируют иные информационные потребности учащихся и педагогов. Учитель должен обладать дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельного поиска информации, изучать передовой педагогический опыт, чему будет способствовать библиотекарь, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе. Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы:

• презентации выставок по темам;

• интеграционные научные конференции;

• обзоры;

• лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства.

Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей.

Библиотека же в свою очередь принимает активное участие в этом процессе. Проводятся дни семейной информации, тематические консультации. Создаются родительские лектории, организуются семинары по формированию информационной культуры у детей и т.п.

Отсюда можно сделать вывод, что хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых(библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие.

 

Деятельность