Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Пестова Ольга Владимировна,
заведующая библиотекой лицея № 179 
Калининского района Санкт-Петербурга

Моя профессия – библиотекарь

В настоящее время школьная библиотека играет очень важную роль в информационной культуре школьников. Именно школьный библиотекарь должен постараться привить любовь детей получать знания из книг, помочь научиться ориентироваться в большом количестве окружающей информации. В школьной библиотеке должна царить атмосфера доброжелательности и культуры.

Я работаю в школьной библиотеке не так давно. И хотела бы поделиться своими мыслями относительно того, как нужно построить работу библиотекаря.

В школе учатся разные дети, с разными вкусами и разными взглядами, дети из разных социальных слоев. Единственное, что объединяет всех детей, даже самых тихих и скромных, – это желание познать что-то новое. И вот здесь очень многое будет зависеть от школьного библиотекаря.

Приведу пример. В библиотеку заходят два мальчика из седьмого класса. Видимо, у них было свободное время, и они просто ходили по лицею. Зайдя в библиотеку и увидев меня, они засмущались, сказали: «Ой, это же библиотека», засмеялись и хотели выйти. Я решила, что непременно должна их удержать и заинтересовать. Многие дети думают, что библиотека, это скучно, поэтому задача библиотекаря чем-то заинтересовать ребенка, чтобы его визит в библиотеку не был, как говорится, «первым и последним».

– Ребята, заходите! – сказала я. Они зашли.

– Что-то я Вас не видела раньше в нашей библиотеке?

– Да мы тут впервые.

– Посмотрите, как много у нас есть современных книг! Есть фантастика и приключения, есть книги о ребятах, таких же, как вы!

Смотрю, мальчишки потихоньку прошли подальше и стали смотреть на полки с книгами. Дальше в разговоре я попыталась очень аккуратно выяснить, какие у ребят интересы, читали ли они книги и какие, что им больше всего понравилось. И когда мои мальчишки вышли из библиотеки с книгами, я была просто счастлива!

К сожалению, не всегда получается сразу все замечательно. Дети очень заняты уроками, спортивными секциями, музыкальными школами и у них просто не хватает времени на чтение. В таком случае я предлагаю ребятам взять книгу перед каникулами, чтобы во время каникул можно было спокойно ее прочитать.

Еще хотела поделиться мыслями о формировании библиотечного фонда. Наряду с классиками отечественной и зарубежной литературы  в библиотеке обязательно должны быть книги современных авторов, например, современная детская фантастика, приключения, рассказы о героях, рассказы о животных, сказки. Если ребенок не привык читать, то, как я заметила, его не привлекут сразу произведения, например, В.Г. Короленко или С.Т. Аксакова. Даже повести А. Лиханова или В. Крапивина не всегда вызывают интерес у таких читателей. Именно для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к чтению, и нужна детская фантастика, приключения и т.п. С большим интересом ребята читают сказки и притчи. Обязательно нужно помогать детям выбирать книги для чтения, но делать это очень осторожно, тактично и ненавязчиво. Советовать детям литературу, которая учит добру, вызывает чувство сострадания и чувство гордости. Ведь только человек, обладающий этими качествами может быть культурным. Если мы сможем один раз заинтересовать ребенка и он прочитает книгу, будет большим плюсом, если книга ему понравится, и в будущем он обязательно придет в библиотеку, возьмет еще книгу. Это уже проверено мною на практике. Поэтому, когда говорят: «Зачем читать всякую ерунду, надо читать классиков», – это абсолютно верно, но  детская фантастика, приключения, рассказы о героях – это плавный переход в чтении ребенка к более серьезной литературе.

В современной школе есть сложности в приобретении книг. Не выделяются деньги или выделяются очень мало. Да, к сожалению, это является серьезной проблемой при формировании и обновлении книжного фонда. В нашем лицее директор понимает всю важность этого процесса и при возможности всегда выделяет средства на приобретение книг. 

Еще хотела затронуть тему контакта библиотекарь – ученик. Часто библиотекари при возврате ребенком книги спрашивают, о чем книга, что понравилось, что не понравилось. Если вдруг ребенок эту книгу не прочитал, то библиотекарь делает ему нравоучение и говорит, что больше не будет выдавать ему книги. Считаю такой подход не просто неправильным, но даже вредным, так как он отбивает у ребенка желание ходить в библиотеку и даже вызывает страх перед библиотекарем, а значит, на подсознательном уровне у него едва ли возникнет желание зайти в библиотеку и взять книгу или просто посидеть с интересной энциклопедией в читальном зале. Школьник имеет полное право не прочитать книгу. Она может ему просто не понравиться. Я думаю, у каждого из нас были такие случаи, когда мы начинали читать какое-то произведение и никак не могли его осилить. Откладывали книгу на некоторое время, может, даже на годы, а потом с удовольствием его прочитывали. Каждое произведение должно соответствовать внутреннему состоянию человека в данный момент времени. Когда у меня дети берут книгу, я сразу говорю: «Если не понравится, приходи и возьми другую». Несомненно, библиотекарь должен поинтересоваться тем, понравилась ли книга, что понравилось больше всего. Это нужно для того, чтобы понять, какие у ребенка интересы и какую литературу предложить ему в будущем, но нужно постараться вовремя понять, прочитал ли ребенок книгу, чтобы своими вопросами не вызвать у него чувство стыда и неловкости. Библиотекарь должен быть другом ребенка, только в этом случае можно надеяться на успех.

Знаю об одном случае, когда ребенок, пятиклассник, очень долго не мог сдать книгу в библиотеку. Мама дома положит книгу ему в портфель, вечером сын приносит ее обратно. На вопрос мамы – почему же он не сдал, ребенок отвечал, что забыл. И вот после нескольких таких недель мама пришла встречать сына из школы и проверила портфель. Книга лежала там. Мама стала отправлять его в библиотеку, чтобы наконец-то сдать книгу, ребенок сказал, что не пойдет, он боится библиотекаря. Она будет спрашивать, о чем книга, а мальчик ее не прочитал. Пришлось маме самой сдавать книгу в библиотеку.

Я считаю, что задача библиотекаря быть доброжелательным и вежливым, чтобы ребенок, придя в библиотеку один раз, обязательно захотел вернуться в нее еще. Задача библиотекаря создать благоприятную информационную среду для детей, ощущение уюта. Ведь так приятно, когда дети заходят в библиотеку и говорят: «Ах, как у Вас хорошо! Как хорошо у Вас пахнет книгами!»

 

Вицен Светлана Ивановна,
библиотекарь, педагог дополнительного образования 
школы № 240 Санкт-Петербурга

О конкурсе сочинений, посвященном Дню Культуры

Вот уже третий год наша школа участвует в этом конкурсе. Три года – не срок, но, тем не менее, участников становится с каждым годом больше, и это радует. Мне хочется поблагодарить тех людей, которые организовали этот конкурс. 

Хотя наше участие в проекте началось недавно, но хочу заметить, что темы, представленные для сочинения, поражают меня многообразным и интересным содержанием. Они заставляют задуматься, поразмыслить, поговорить с родителями, с учителями, библиотекарями. Мне понравилось, как одна четвероклассница провела опрос с целью выяснить, для чего живёт человек, а потом сама сделала логичный вывод.

Очень важно порекомендовать литературу, которая натолкнет ребят на глубокое размышление. Я на своей странице школьного сайта оставила ссылку на сайт Дня Культуры для чтения, потому что там находится много интересного и полезного материала – чтобы ребята заглядывали и знакомились с предложенной информацией.

В наше непростое время хочется надеяться, что всё не так плохо, если дети пишут о том, что нужно думать о других, а не только о себе, делать добрые дела, учиться, узнавать новое, знакомиться с культурными ценностями и беречь их. Они понимают, ЧТО надо делать, пусть даже не могут это сформулировать. Значит не всё потеряно, если их сердца волнует этот вопрос. 

Поэтому я считаю, что такие конкурсы полезны и необходимы для всех, особенно для тех, кто решил и написал своё мнение и высказал свои мысли.


Конкурс сценариев школьного праздника День Культуры

Тема: «Мир через Культуру» Санкт-Петербург, 2015 

Вицен С.И.  Сценарий внеклассного мероприятия: 

«Поговорим о человечности» с учащимися 1-4 классов.

Презентация к сценарию.

  

 

Данилова Ольга Владимировна,
зав. библиотекой ГБОУ школы № 23 Невского района Санкт-Петербурга

Выставка-беседа

«Знание и труд человека красят»

Дата проведения: март-апрель 2017 г.

Возраст участников: 7-12 лет.

Цель: на примерах из литературных произведений сформировать у обучающихся представление об уважительном отношении к труду, его основополагающей роли в жизни человека.

Задачи:

1. Закрепить знания обучающихся о видах труда и профессиях; обсудить понятия «престиж Человека Труда», «рабочая гордость».

2. Сформировать представления о социальной значимости и красоте труда; показать взаимосвязь труда и жизни человека.

3. Довести до сознания обучающихся мысль о необходимости трудиться, важности трудолюбия и уважительного отношения ко всякому труду.

Замысел и содержание: Мероприятие проводится в преддверии праздника «День Культуры» 15 апреля, в нынешнем году посвященного теме «Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность» и в целях реализации функции библиотеки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Актуальность темы обусловлена приоритетной значимостью роли труда в образовании и воспитании детей. В условиях отсутствия положительных жизненных установок и ориентиров, искажения и девальвации базовых ценностей, вопрос воспитания здоровой личности стоит очень остро. Важно закладывать основы с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим и делать это целесообразно на примерах лучших произведений отечественной и зарубежной литературы, вошедшей в золотой фонд мировой классики. Серьезные нравоучения утомляют детей и редко достигают своей цели, а воспитание книгой позволяет преподнести нужную информацию в доступной форме, вводя ребенка в мир человеческих взаимоотношений и давая пример для подражания, который, может быть, сложно найти в действительности. Рассказ о людях труда, о мастерах, очарованных любимым ремеслом, о сверстниках, воодушевленных какой-то совместной деятельностью может оказать огромное воспитательное влияние.

Ребята с интересом слушали отрывки из произведений Л.Воронковой, Ф.Абрамова, П.Бажова, В.Осеевой, Е.Пермяка. Многие открыли для себя этих авторов и взяли в библиотеке книги.

Информация к размышлению: К сожалению, в современной литературе сложно найти сюжеты об усердном труде и трудолюбии героев. Об этом стало «не модно» писать, закрепляется ироническое отношение к честным труженикам: «трудяга», «трудоголик». Дети не приучены трудиться, усердием и трудолюбием добиваться поставленных целей. По опросу в ходе мероприятия выясняется, что многие мальчики не умеют обращаться с инструментами, мастерить, девочки не занимаются рукоделием, не выполняют никаких обязанностей по дому.

В ходе бесед с обучающимися было выявлено, что интересным для них стали бы беседы с представителями разных профессий. Возможно в перспективе организовать подобные встречи (приглашать родителей, бабушек и дедушек, энтузиастов, которые рассказали бы о своем Деле).

 

       

 

 

Деятельность