Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Пестова Ольга Владимировна,
заведующая библиотекой лицея № 179 
Калининского района Санкт-Петербурга

Моя профессия – библиотекарь

В настоящее время школьная библиотека играет очень важную роль в информационной культуре школьников. Именно школьный библиотекарь должен постараться привить любовь детей получать знания из книг, помочь научиться ориентироваться в большом количестве окружающей информации. В школьной библиотеке должна царить атмосфера доброжелательности и культуры.

Я работаю в школьной библиотеке не так давно. И хотела бы поделиться своими мыслями относительно того, как нужно построить работу библиотекаря.

В школе учатся разные дети, с разными вкусами и разными взглядами, дети из разных социальных слоев. Единственное, что объединяет всех детей, даже самых тихих и скромных, – это желание познать что-то новое. И вот здесь очень многое будет зависеть от школьного библиотекаря.

Приведу пример. В библиотеку заходят два мальчика из седьмого класса. Видимо, у них было свободное время, и они просто ходили по лицею. Зайдя в библиотеку и увидев меня, они засмущались, сказали: «Ой, это же библиотека», засмеялись и хотели выйти. Я решила, что непременно должна их удержать и заинтересовать. Многие дети думают, что библиотека, это скучно, поэтому задача библиотекаря чем-то заинтересовать ребенка, чтобы его визит в библиотеку не был, как говорится, «первым и последним».

– Ребята, заходите! – сказала я. Они зашли.

– Что-то я Вас не видела раньше в нашей библиотеке?

– Да мы тут впервые.

– Посмотрите, как много у нас есть современных книг! Есть фантастика и приключения, есть книги о ребятах, таких же, как вы!

Смотрю, мальчишки потихоньку прошли подальше и стали смотреть на полки с книгами. Дальше в разговоре я попыталась очень аккуратно выяснить, какие у ребят интересы, читали ли они книги и какие, что им больше всего понравилось. И когда мои мальчишки вышли из библиотеки с книгами, я была просто счастлива!

К сожалению, не всегда получается сразу все замечательно. Дети очень заняты уроками, спортивными секциями, музыкальными школами и у них просто не хватает времени на чтение. В таком случае я предлагаю ребятам взять книгу перед каникулами, чтобы во время каникул можно было спокойно ее прочитать.

Еще хотела поделиться мыслями о формировании библиотечного фонда. Наряду с классиками отечественной и зарубежной литературы  в библиотеке обязательно должны быть книги современных авторов, например, современная детская фантастика, приключения, рассказы о героях, рассказы о животных, сказки. Если ребенок не привык читать, то, как я заметила, его не привлекут сразу произведения, например, В.Г. Короленко или С.Т. Аксакова. Даже повести А. Лиханова или В. Крапивина не всегда вызывают интерес у таких читателей. Именно для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к чтению, и нужна детская фантастика, приключения и т.п. С большим интересом ребята читают сказки и притчи. Обязательно нужно помогать детям выбирать книги для чтения, но делать это очень осторожно, тактично и ненавязчиво. Советовать детям литературу, которая учит добру, вызывает чувство сострадания и чувство гордости. Ведь только человек, обладающий этими качествами может быть культурным. Если мы сможем один раз заинтересовать ребенка и он прочитает книгу, будет большим плюсом, если книга ему понравится, и в будущем он обязательно придет в библиотеку, возьмет еще книгу. Это уже проверено мною на практике. Поэтому, когда говорят: «Зачем читать всякую ерунду, надо читать классиков», – это абсолютно верно, но  детская фантастика, приключения, рассказы о героях – это плавный переход в чтении ребенка к более серьезной литературе.

В современной школе есть сложности в приобретении книг. Не выделяются деньги или выделяются очень мало. Да, к сожалению, это является серьезной проблемой при формировании и обновлении книжного фонда. В нашем лицее директор понимает всю важность этого процесса и при возможности всегда выделяет средства на приобретение книг. 

Еще хотела затронуть тему контакта библиотекарь – ученик. Часто библиотекари при возврате ребенком книги спрашивают, о чем книга, что понравилось, что не понравилось. Если вдруг ребенок эту книгу не прочитал, то библиотекарь делает ему нравоучение и говорит, что больше не будет выдавать ему книги. Считаю такой подход не просто неправильным, но даже вредным, так как он отбивает у ребенка желание ходить в библиотеку и даже вызывает страх перед библиотекарем, а значит, на подсознательном уровне у него едва ли возникнет желание зайти в библиотеку и взять книгу или просто посидеть с интересной энциклопедией в читальном зале. Школьник имеет полное право не прочитать книгу. Она может ему просто не понравиться. Я думаю, у каждого из нас были такие случаи, когда мы начинали читать какое-то произведение и никак не могли его осилить. Откладывали книгу на некоторое время, может, даже на годы, а потом с удовольствием его прочитывали. Каждое произведение должно соответствовать внутреннему состоянию человека в данный момент времени. Когда у меня дети берут книгу, я сразу говорю: «Если не понравится, приходи и возьми другую». Несомненно, библиотекарь должен поинтересоваться тем, понравилась ли книга, что понравилось больше всего. Это нужно для того, чтобы понять, какие у ребенка интересы и какую литературу предложить ему в будущем, но нужно постараться вовремя понять, прочитал ли ребенок книгу, чтобы своими вопросами не вызвать у него чувство стыда и неловкости. Библиотекарь должен быть другом ребенка, только в этом случае можно надеяться на успех.

Знаю об одном случае, когда ребенок, пятиклассник, очень долго не мог сдать книгу в библиотеку. Мама дома положит книгу ему в портфель, вечером сын приносит ее обратно. На вопрос мамы – почему же он не сдал, ребенок отвечал, что забыл. И вот после нескольких таких недель мама пришла встречать сына из школы и проверила портфель. Книга лежала там. Мама стала отправлять его в библиотеку, чтобы наконец-то сдать книгу, ребенок сказал, что не пойдет, он боится библиотекаря. Она будет спрашивать, о чем книга, а мальчик ее не прочитал. Пришлось маме самой сдавать книгу в библиотеку.

Я считаю, что задача библиотекаря быть доброжелательным и вежливым, чтобы ребенок, придя в библиотеку один раз, обязательно захотел вернуться в нее еще. Задача библиотекаря создать благоприятную информационную среду для детей, ощущение уюта. Ведь так приятно, когда дети заходят в библиотеку и говорят: «Ах, как у Вас хорошо! Как хорошо у Вас пахнет книгами!»

 

Вицен Светлана Ивановна,
библиотекарь, педагог дополнительного образования 
школы № 240 Санкт-Петербурга

О конкурсе сочинений, посвященном Дню Культуры

Вот уже третий год наша школа участвует в этом конкурсе. Три года – не срок, но, тем не менее, участников становится с каждым годом больше, и это радует. Мне хочется поблагодарить тех людей, которые организовали этот конкурс. 

Хотя наше участие в проекте началось недавно, но хочу заметить, что темы, представленные для сочинения, поражают меня многообразным и интересным содержанием. Они заставляют задуматься, поразмыслить, поговорить с родителями, с учителями, библиотекарями. Мне понравилось, как одна четвероклассница провела опрос с целью выяснить, для чего живёт человек, а потом сама сделала логичный вывод.

Очень важно порекомендовать литературу, которая натолкнет ребят на глубокое размышление. Я на своей странице школьного сайта оставила ссылку на сайт Дня Культуры для чтения, потому что там находится много интересного и полезного материала – чтобы ребята заглядывали и знакомились с предложенной информацией.

В наше непростое время хочется надеяться, что всё не так плохо, если дети пишут о том, что нужно думать о других, а не только о себе, делать добрые дела, учиться, узнавать новое, знакомиться с культурными ценностями и беречь их. Они понимают, ЧТО надо делать, пусть даже не могут это сформулировать. Значит не всё потеряно, если их сердца волнует этот вопрос. 

Поэтому я считаю, что такие конкурсы полезны и необходимы для всех, особенно для тех, кто решил и написал своё мнение и высказал свои мысли.


Конкурс сценариев школьного праздника День Культуры

Тема: «Мир через Культуру» Санкт-Петербург, 2015 

Вицен С.И.  Сценарий внеклассного мероприятия: 

«Поговорим о человечности» с учащимися 1-4 классов.

Презентация к сценарию.

  

 

Данилова Ольга Владимировна,
зав. библиотекой ГБОУ школы № 23 Невского района Санкт-Петербурга

Выставка-беседа

«Знание и труд человека красят»

Дата проведения: март-апрель 2017 г.

Возраст участников: 7-12 лет.

Цель: на примерах из литературных произведений сформировать у обучающихся представление об уважительном отношении к труду, его основополагающей роли в жизни человека.

Задачи:

1. Закрепить знания обучающихся о видах труда и профессиях; обсудить понятия «престиж Человека Труда», «рабочая гордость».

2. Сформировать представления о социальной значимости и красоте труда; показать взаимосвязь труда и жизни человека.

3. Довести до сознания обучающихся мысль о необходимости трудиться, важности трудолюбия и уважительного отношения ко всякому труду.

Замысел и содержание: Мероприятие проводится в преддверии праздника «День Культуры» 15 апреля, в нынешнем году посвященного теме «Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность» и в целях реализации функции библиотеки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Актуальность темы обусловлена приоритетной значимостью роли труда в образовании и воспитании детей. В условиях отсутствия положительных жизненных установок и ориентиров, искажения и девальвации базовых ценностей, вопрос воспитания здоровой личности стоит очень остро. Важно закладывать основы с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим и делать это целесообразно на примерах лучших произведений отечественной и зарубежной литературы, вошедшей в золотой фонд мировой классики. Серьезные нравоучения утомляют детей и редко достигают своей цели, а воспитание книгой позволяет преподнести нужную информацию в доступной форме, вводя ребенка в мир человеческих взаимоотношений и давая пример для подражания, который, может быть, сложно найти в действительности. Рассказ о людях труда, о мастерах, очарованных любимым ремеслом, о сверстниках, воодушевленных какой-то совместной деятельностью может оказать огромное воспитательное влияние.

Ребята с интересом слушали отрывки из произведений Л.Воронковой, Ф.Абрамова, П.Бажова, В.Осеевой, Е.Пермяка. Многие открыли для себя этих авторов и взяли в библиотеке книги.

Информация к размышлению: К сожалению, в современной литературе сложно найти сюжеты об усердном труде и трудолюбии героев. Об этом стало «не модно» писать, закрепляется ироническое отношение к честным труженикам: «трудяга», «трудоголик». Дети не приучены трудиться, усердием и трудолюбием добиваться поставленных целей. По опросу в ходе мероприятия выясняется, что многие мальчики не умеют обращаться с инструментами, мастерить, девочки не занимаются рукоделием, не выполняют никаких обязанностей по дому.

В ходе бесед с обучающимися было выявлено, что интересным для них стали бы беседы с представителями разных профессий. Возможно в перспективе организовать подобные встречи (приглашать родителей, бабушек и дедушек, энтузиастов, которые рассказали бы о своем Деле).

 

       

 

 

 

 

Информационно-библиотечный центр предоставляет

персональный и корпоративный удаленный доступ для преподавателей и студентов к самым надежным информационным ресурсам:

             

              
        ООО «ИВИС»   

 

 


 

Электронный дайджест лучших практик работы информационно-библиотечных центров Санкт-Петербурга, 2023

 

Подробнее

 


 

«Читающая мама – читающая школа – читающая страна»

при поддержке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, 28 ноября 2023 года

 

Подробнее...
 

VII Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы». 27 ноября 2023 г. Москва 

Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета. 
Доклад «Аксиология современного чтения». Видео.

Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета.
Доклад «Чтение в школьном образовании: шаг вперед, два шага назад». Видео.

 

ИТОГИ

финального этапа Регионального конкурса школьных информационно-библиотечных центров

«Информационно-библиотечный центр – инновационная модель библиотеки образовательного учреждения»

Подробнее...
 

ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Библиотека образовательного учреждения 21 века – традиционные и инновационные пути развития»

 

Подробнее...

 


 

Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики»

Санкт-Петербург, СПб АППО, 20-21 апреля 2023 г.

ПРОГРАММА

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

 


 

29 марта  в рамках Петербургского образовательного форума 2023 года состоялась  региональная научно-практическая конференция:

«Информационно-библиотечный центр как  точка трансформации образовательного учреждения»

  

Программа конференции

Доклады

ПОСТ-РЕЛИЗ


 

Электронный каталог библиотеки
СПб АППО

Уважаемые коллеги!
Предлагаем воспользоваться электронным каталогом библиотеки для круглосуточного дистанционного индивидуального доступа к педагогической информации.

Подробнее

 

Конференции
Конференция - 2023
Программа
Материалы конференции
Конференция - 2022
Программа
Материалы конференции
Фотоотчет
Пост-релиз
Конференция - 2021
Программа
Стендовые доклады
Пострелиз с фотоотчетом
Презентации докладов
Конференция - 2020
Программа
Пленарное заседание
Секции офф-лайн
Круглый стол
Площадки видеоконференции
Конференция - 2019
Программа
Видео-доклады, презентации к докладам
Фотоотчет
Итоги конкурса библиотек
Конференция - 2018
Программа конференции
Обзор конференции - 2018
Презентации к докладам
Итоги конкурса библиотек
Сборник докладов
Конференция - 2017
Программа - конференции 2017
Обзор конференции - 2017
Фотоотчет
Презентации к докладам
Конференция - 2016
Программа конференции - 2016
Обзор конференции - 2016
Итоги и победители конкурсов
Конференция - 2015
Программа - конференции 2015
Обзор конференции - 2015
Торжественное награждение
Фото конференции 2015
Доклады
Конференция - 2014
Программа конференции - 2014
Обзор конференции - 2014
Конференция - 2013
Программа конференции - 2013
Обзор конференции - 2013
Конференция - 2012
Программа конференции - 2012
Обзор конференции - 2012
Конференция - 2011
Программа конференции - 2011
Обзор конференции - 2011
Конференция - 2010
Программа конференции - 2010

Деятельность