ШКОЛА ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ
кафедра детской и юношеской литературы
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ А. С. Пушкина
Основы информационной культуры
ПРОГРАММА
Сумина М.Ю., Кузнецова В.К.
Научный редактор:
профессор Позднякова Г.И.
Санкт-Петербург 1997
Программа награждена дипломом победителя в конкурсе педагогических достижений в номинации «Петербургский стандарт образования»(1997)
Вниманию специалистов предлагается авторская Программа предмета «Основы информационной культуры» для учащихся 1 - 7 классов. Программа, созданная в процессе совместной экспериментальной работы кафедры детской литературы Санкт-Петербургской Академии культуры, Центральной городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина и Международной школы Герценовского университета в 1994 - 1996 г.г., раскрывает цели, принципы, критерии и содержание развития информационной культуры детей и под ростков.
Особенностью Программы является развитие информационной культуры в контексте целенаправленного развития личности, её саморазвития и образования. Поэтому Программа предполагает длительный возрастной диапазон. Результативность педагогических воздействий, прогресс школьников по предмету»Основы информационной культуры» определяются, в конечном итоге, общим уровнем развития личности и достигнутым ею уровнем образованности.
Программа дает возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, т.к. предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей и подростков.
Содержательный макет Программы предусматривает развитие информационной культуры школьников в 1-7 классах, что обусловлено особенностями учебно-воспитательного процесса в Международной школе. Следует особо подчеркнуть, что возможны и другие возрастные и содержательные подходы. Данная Программа - явление открытое для творческого решения библиотекарем поставленных задач. Так, например, как приоритетные для сопровождения учебного процесса в Международной школе определены темы, раскрываемые на материале фонда отдела иностранной литературы на оригинальных языках народов мира. Понятно, что для школ, гимназий, лицеев с определенной специализацией, ведущими могут быть другие предметы и соответственно сопровождающие их темы: краеведение, естественнонаучные, экологические и другие.
Впервые предмет»Основы информационной культуры»включен в учебный план и получил статус обязательной дисциплины.
Содержательно предмет охватывает книговедческий, библиотековедческий и операционно-технологический аспекты, сопровождает базовый стандарт образования и обогащает его использованием потенциала культуры Санкт-Петербурга, уникальных книжных собраний и информационно-поисковой системы города.
В МШГУ программа прошла период первичной апробации (2 года).Учителя и библиотекари г. Санкт-Петербурга проявили интерес к программе, ее фрагменты внедряются в учебный процесс не только начальных, средних, но и старших классов. (средняя школа № 221 Кировского района(отзыв прилагается), средняя школа № 220 Центрального района, средняя школа № 553 Фрунзенского района, экспериментальная площадка - учебный комплекс активизации творческих задатков личности»Белогорье»- средняя школа № 555 Приморского района)
На основе программы осуществляется повышение квалификации школьных библиотекарей и учителей г. Санкт-Петербурга в лаборатории методологии и технологии Санкт-Петербургского Университета Педагогического Мастерства.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования,
моделирующего такие качества личности, которые влияют на её саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.
Ведущей целью курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» является формирование и развитие информационной культуры школьника, как важнейшего компонента уровня образованности, стоящего в одном ряду с основными умениями, на которых строится образование: умение читать, писать и считать.
Как составная часть цикла «Технологии» предмет ориентирован на опережающее развитие ребенка и рассматривается в качестве необходимой основы для успешной подготовки и освоения обязательных предметов учебного плана.
Формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:
- отношения к информации;
- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
- устранять информационный дефицит;
- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
-способности создавать и использовать персональные поисковые системы;
- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.
Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности: грамотности (начальная школа), функциональной грамотности (неполная средняя школа), информированности и компетентности (средняя школа).
В данной Программе определены два блока». Основы информационной культуры» для начальной школы и»Основы информационной культуры» для 5-7(8) классов - для неполной средней школы. Возможен в дальнейшем и третий блок. Школа и библиотека рассматриваются как единая целостная педагогическая система в развитии информационной культуры учащихся, в решении познавательных задач и достижении детьми и подростками определенного уровня образованности. Программа каждого класса рассчитана на 30 часов. На отдельные темы учитель может планировать занятия от 1-го до 3-х часов.
Содержательно в программе представлены 3 раздела: книговедческий, библиотековедческий и операционно-технологический.
Книговедческий раздел ориентирует учащихся во всем многообразии типов и видов русской и зарубежной литературы и ее изданий в историческом и современном аспектах. Библиотековедческий ракурс позволяет сформировать взгляд на библиотеку как на информационную среду, информационно-поисковую систему, природосообразную личности ребенка и подростка, обеспечивающую открытый, оперативный доступ ко всему многообразию источников информации. Операционно-технологический раздел - синтетический по отношению к двум первым . Он образует связующее звено между учебной деятельностью учащегося и библиотекой, и направлен на решение конкретных познавательных задач, возникающих в учебной практике. Данные задачи решаются учащимися на основе использования методики информационно- библиографического поиска и оценки информации. Книговедческий, библиотековедческий и операционно-технологический разделы образуют стабильную часть двух блоков.
Подвижная часть состоит из конкретных тем, определенных в рамках данных разделов в соответствии с особенностями возрастного развития детей и подростков, а также специфики обязательных учебных программ конкретной школы.
Библиотека, обслуживающая детей и подростков до настоящего времени по отношению к образованию рассматривалась только как источник библиографической помощи учебному процессу. Развитие информационной культуры детей относилось в основном к компетенции детской библиотеки и осуществлялось в отрыве от учебной деятельности школьника, вне его индивидуального опыта в решении познавательных задач и удовлетворении личностных познавательных интересов.
Впервые в данной Программе предпринимается попытка включения информационных процессов в учебную деятельность учащегося.
В программе каждого класса сформулированы темы, сопровождающие учебный процесс и темы, ориентированные на опережающее развитие учащихся.
В начальной школе сопровождение учебной обязательной программы осуществляется:
- на материале фонда отдела иностранной литературы(в т.ч. учебной) на оригинальных языках народов мира: книги, периодическая печать, аудио-, видеоматериалы (предметы элитарного цикла - иностранные языки);
- с использованием изданий по фольклору и лучших изданий отечественной и зарубежной литературы(предмет - чтение);
- на основе изданий краеведческой литературы (предмет – «Мой Петербург»)
- на основе научно-познавательной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедических и справочных(предметы:«Мир вокруг нас», математика, основы экономической культуры). В результате изучения предмета в начальной школе учащийся должен:
- иметь общее представление об истории книги, уметь отличать книгу от других носителей информации, использовать знания о структуре и элементах книги в целях поиска информации, иметь представление о репертуаре художественной и научно- познавательной литературы для детей младшего возраста;
- ориентироваться в книжной и информационной среде детской библиотеки;
- уметь выстроить алгоритм поиска информации по энциклопедиям. справочникам и словарям для данного возраста, уметь оценивать и выбирать необходимую для ответа на поставленный вопрос информацию. Информационно-библиографическое сопровождение учебной программы для неполной средней школы осуществляется по следующим предметам: иностранные языки, литература, искусство написания сочинения, предметы социально- экономического и естественнонаучного циклов. По итогам неполной средней школы учащийся должен уметь:
- самостоятельно осуществлять поиск информации;
- оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности и солидности источника, а также целей ее поиска;
- библиографически грамотно оформлять классные и домашние задания;
- создавать и использовать персональные поисковые системы: каталог домашней библиотеки, простейшие ИПС на основе использования компьютера;
- уметь вести и поддерживать информационный диалог.
Контроль за уровнем освоения основ информационной культуры осуществляется по результатам творческих работ, выполненных учащимися как в рамках данного курса, так и по другим предметам школьной программы. (см. Приложения)
Программа ориентирована на сотрудничество учителя и библиотекаря является открытой для педагогических экспериментов, реализации межпредметных связей и образовательно-воспитательных программ.