Библиографические обзоры литературы

1. Программно-методическое обеспечение учителей образовательной области “Технология” (Трудовое обучение): Начальные классы, для мальчиков, для девочек (обслуживающий труд)

2. В помощь методисту по школьным библиотекам и учебному фонду (список литературы по материалам периодических изданий из фонда библиотеки УПМ)

3. Библиография трудов русского писателя А.И. Солженицына и литературы о его жизни и деятельности (в помощь учителю литературы)

4. Программно-методическое обеспечение учителей физической культуры общеобразовательных учреждений: Обзор литературы.

 

1.1. Программно-методическое обеспечение учителей образовательной области “Технология” (Трудовое обучение мальчиков)

Концепция содержания образования по “Технологии” (в 12-летней школе) // Шк. и пр-во.- 2000.- №3.- С.10-20

Должностные инструкции работников муниципальной общеобразовательной школы : Инструктор по труду // Директор шк.- 1999.- № 6.- С. 119 - 123.

Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. (Вып. 12 - для учителей трудового обучения)/РАО, ИОВ, Соц.-образоват. центр.- СПб.,1996.- 46с.

Антонов А.Ф., Бобыкин В.Н. Об аттестации учителей трудового обучения (технологии) // Шк. и пр-во.- 1995.- №6.- С. 2 -15

Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психологические проблемы самосовершенство-вания учителя // Шк. и пр-во.-1995.-№2.- С. 15-18: Из кн. “Возрастная и педагогическая психология”/Под ред. А.В.Петровского.- М.,1979

Программы:

Технология.Трудовое обучение.1-4кл.; 5-11 кл.: Программы общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр.и доп.- М.:Просвещение, 2000.- 239с.

Трудовое обучение. Технология.1-4кл.; 5-11 кл: Программы общеобразова-тельных учреждений.- М.:Просвещение, 1996.- 223с.

Трудовое обучение с основами промышленной и художественно-прикладной обработки материалов. 5-7 кл.:Программы общеобразовательных учреждений [для углубл. общетрудовой подготовки].- М.:Просвещение, 1993.- 26с. -[дерево, металл]

Твоя профессиональная карьера. 8 - 9 кл. : Программы общеобразовательных учреждений. /Сост. В.П. Бондарев, М.С.Гуткин,Т.М.Занковская и др.- М.: Просвещение, 2000.- 92 с.

Сельский дом и семья. 5-9 кл. : Программы общеобразовательных учреждений. /Сост. Г.И. Белова, В.С.Блоков, Н.С. Еловикова и др.; Под ред. В.А. Кальней.- М.: Просвещение, 2000.- 62 с.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии /Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко.- М.: Дрофа, 2000.- 256 с. 1. Обязательный минимум содержания образования.- 2. Примерная программа.- 3. Требования к уровню подготовки учеников.- 4. Образцы заданий для проверки уровня подготовки.

Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественнных промыслов. 5-11 кл.- М.: Просвещение, 1992.- 161 с.

Живопись. Основы дизайна. 5-9 кл.: для шк.-интернатов и кл. с углубл. изучением предметов художественно-эстетического цикла/ Кузин В.С и др..- М.: Просвещение, 1996.- 16 с.

Техническая графика и основы дизайна: для шк. (классов) с углубл. теоретич. и практич. изучением техн. графики и основ дизайна / Катханова Ю.Ф. - М.:Просве-щение,1990.-13 с.

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. (с кр. рекомендациями) / Науч. рук.: Неменский Б.М.-М.:Просвещение,1994.-175с.

Справочник по техническому труду: Обработка древесины, металла, электротехн. и др. работы: Кн. для учителя/ А.Н.Ростовцев, А.П.Надточий, Ф.А.Фурманов и др.; Под ред. А.Н.Ростовцева и др. - М.:Просвещение, 1996.- 319с.:ил.

Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электро-техн. и рем.работы: Пособие для учащихся 5-7 кл./ И.А.Карабанов, А.А.Дуркачев, В.А.Юдицкий и др.; Под ред.И.А. Карабанова.- М.:Просвещние,1991. - 239с.:ил.

Коваленко В.И., Кулененок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению. 5-7 классы: Технология обработки древесины: Кн. для учителя.- М.:Просвещение, 2000.- 192с.: ил.

Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя [Дидакт. материал по курсу/Под ред. С.Н. Чистяковой].- М.:Просвещение,1998.- 112с.:ил.

Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя [ Методика препода-вания курса].- 2-е изд. /Под ред.С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.- М.: Просвещение, 1999-189с.:ил.

____

Культура быта: программы для внешкольных учреждений и общеобразоват. школ.- М.:Просвещение,1986.- 207с.

Техническое творчество учащихся: Поготовительные технические кружки. Спортивно-технические кружки. Производственно-технические кружки: программы для внешкольных учреждений и общеобразоват. школ.- М.:Просвещение,1988.- 351с.

Бешенков А.К. Трудовое обучение (технический труд): Учеб. пособие для учащихся // Шк. и пр-во.- У кл.- 1995.-№2; У1 кл.- 1996.- №1; У11 кл.- 1996.- №4

 

1.2 Программно-методическое обеспечение учителей образовательной области “Технология” (Трудовое обучение девочек)

Общие вопросы:

Муравьев М. Уроки по технологии: В помощь начинающему учителю // Шк. и пр-во.- 1998.- №5.- С. 28 -31

Тхоржевский Д.А., Гетта В.Г. Основы проблемного обучения на уроках труда // Шк. и пр-во.- 1996.- №4,

Об утверждении Типового положения о межшкольном учебном комбинате: Пр. МО РФ от 04.02.2000 № 1437// Шк. и пр-во.- 2000.- №4.- С. 9-15.

О службе охраны труда: Пр. МО РФ № 92 от 27.02.95 // Шк. и пр-во.- 1996.- №5.- С. 6-19.

О введении в действие санитарных правил “ Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений”: Пр. Минздрава России № 309 от 06.08.99; Санитарные правила “Гигиенич. требования....”// Официальные документы в образовании.- 2000.- №№ 1,3,4.

Бронников Н.Л., Симоненко В.Д. Учебно-материальная база по технологии // Шк. и пр-во.- 1998.- №2.- С. 7-9

Марченко А.В. Программно-методическое обеспечение образовательной области “Технология”[Метод. рекомендации]// Шк. и пр-во.- 1999 .- №6.- С. 4-8

Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития // Шк. и пр-во.- 1999.- №5.- С. 2-5

Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе); Концепция содержания образования по “Технологии” (в 12-летней школе) // Шк. и пр-во.- 2000.- №3.- С.4-9; 10-20

Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования. Образовательная область “Технология” // Шк. и пр-во.- 1998.- №5.- С. 9-11

Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования: Пр. МО РФ № 56 от 30.06.99 //Вестн. образования.- 1999.- № 10.- С. 3 - 48

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область “Технология” // Шк. и пр-во.- 1999.- №5.- С. 16-18

Об обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования. по “Технологии” и особенностях профессинальной подготовки обучающихся // Шк. и пр-во.- 1999.- №5.- С. 18-20.

Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей: Пр. МО И ГК РФ по высш. обр. от 31.08.95 №463/1268 // Вестн. образования.- 1995.- №11

Прил. №2: Мастер производственного обучения.- С. 54-55; Инструктор по труду - С. 72-73.;

Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ МО РФ и ГК РФ по высш. обр. от 31.08.95 // Шк. и пр-во.- 1996.- №4.- С. 2 -11

Об утверждении Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ: Приказ МОиПО РФ (с прилож.) // Образование в документах:Информ. бюл.- 1998.- №10.- С.39-53

Должностные инструкции работников муниципальной общеобразовательной школы : Инструктор по труду // Директор шк.- 1999.- № 6.- С. 119 - 123.

Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. (Вып. 12 - для учителей трудового обучения)/РАО, ИОВ, Соц.-образоват. центр.- СПб.,1996.- 46с.

Антонов А.Ф., Бобыкин В.Н. Об аттестации учителей трудового обучения (технологии) // Шк. и пр-во.- 1995.- №6.- С. 2 -15

Кругликов Г.И. Профессионально-педагогическая деятельность учителя технологии // Шк. и пр-во.- 1998.- №5.- С. 24-27

Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психологические проблемы самосовершенство-вания учителя // Шк. и пр-во.-1995.-№2.- С. 15-18: Из кн. “Возрастная и педагогическая психология”/Под ред. А.В.Петровского.- М.,1979

 

Программы общеобразовательных учреждений (ПОУ):

Технология.Трудовое обучение.1-4кл.; 5-11 кл.:(ПОУ) .- 2-е изд., испр.и доп.- М.:Просвещение, 2000.- 239с.

Трудовое обучение. Технология.1-4кл.; 5-11 кл: (ПОУ).- М.:Просвещение, 1996.- 223с.

Твоя профессиональная карьера. 8 - 9 кл. : (ПОУ) /Сост. В.П. Бондарев, М.С.Гуткин,Т.М.Занковская и др.- М.: Просвещение, 2000.- 92 с.

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.: с кр. рекомендациями (ПОУ) / Науч. рук.: Неменский Б.М.-М.:Просвещение,1994.-175с.

Сельский дом и семья. 5-9 кл. : (ПОУ) /Сост. Г.И. Белова, В.С.Блоков, Н.С. Еловикова и др.; Под ред. В.А. Кальней.- М.: Просвещение, 2000.- 62 с.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии /Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко.- М.: Дрофа, 2000.- 256 с.

1. Обязательный минимум содержания образования.- 2. Примерная программа.- 3. Требования к уровню подготовки учеников.- 4. Образцы заданий для проверки уровня подготовки.

Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественнных промыслов. 5-11 кл.- М.: Просвещение, 1992.- 161 с.

Культура быта: программы для внешкольных учреждений и общеобразоват. школ.- М.:Просвещение,1986.- 207с.

Примерная программа “Основы технологической культуры” (10-11 кл.) // Шк. и пр-во.- 1999.- №2.- С.10-14

Живопись. Основы дизайна. 5-9 кл.: для шк.-интернатов и кл. с углубл. изучением предметов художественно-эстетического цикла (ПОУ)/ Кузин В.С и др.- М.: Просвещение, 1996.- 16 с.

Техническая графика и основы дизайна: для шк. (классов) с углубл. теоретич. и практич. изучением техн. графики и основ дизайна (ПОУ) / Катханова Ю.Ф. - М.: Просвещение,1990.-13 с.


Учебники для учащихся:

Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 2000.

Технология: Учеб. для 5 кл. /Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: Изд. центр “Вентана-Граф”, 1997

Технология: Учеб. для 8 кл. /Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: Изд. центр “Вентана-Граф”, 1997

Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. 6 кл.-3-е изд.- М.:Просвещение, 1999

Чернякова В.Н. Технология обработки ткани.7-9 кл.-2-е изд.-М.:Просвещение, 1999

Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. /Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.:Просвещение,1997.

 

Литература по организации и методике преподавания:

Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя [Дидакт. материал по курсу/Под ред. С.Н. Чистяковой].- М.:Просвещение,1998.- 112с.:ил.

Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя [ Методика преподавания курса].- 2-е изд. /Под ред.С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.-М.:Просвещение, 1999-189с.:ил.

Бабина Н.Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда // Шк. и пр-во.- 2000.- №1.- С. 45-49

Литова З.А. Планирование и организация внеклассной работы по трудовому обучению // Школа.- 2000.- №3.- С. 35-39

Огородников Ю.А. Технологическое образование: взгляд в будущее // Стандарты и мониторинг.- 2000.- №5.- С. 27 - 30

Леонтьева М.Р. Об использовании метода проектов в образовательной области “Технология”: Письмо МО РФ // Шк. и пр-во.- 2000.- №6.- С. 6-8.

 

Компьютерные технологии:

Карачев А.А. Компьютер - в школьной мастерской [швейные машины нового поколения ] // Шк. и пр-во.- 1997.- №1.- С. 64

Жихарская О.Б. Использование компьютера при обучении школьников бисеронизанию // Шк. и пр-во.- 1999.- №6.- С. 60-62

Жихарская О.Б. Создание орнаментов на компьютере // Шк. и пр-во.- 1999.- №2.- С. 29-31

Жихарская О.Б., Чернякова В.Н. Комбинированный урок по технологии и информатике // Шк. и пр-во.- 1998.- №5.- С. 44-46

Коптелов А.В. Учителю технологии о сети Интернет и ее использовании в информационно-технологической подготовке учащихся // Шк. и пр-во.- 2000.- №2.- С.16-23

Методические рекомендации проведения уроков по отдельным темам:

Влезько С.В., Карачев А.А. Современная техника для домашнего приготовления пищи // Шк. и пр-во.- 2000.- №2.- С.60-65

Островская Л.М. Шторы в интерьере // Шк. и пр-во.- 2000.- №4.- С.33-37

Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя [Дидакт. материал по курсу/Под ред. С.Н. Чистяковой].- М.:Просвещение,1998.- 112с.:ил.

Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя [ Методика преподавания курса].- 2-е изд. /Под ред.С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.-М.:Просвещение, 1999-189с.:ил.

 

1.3 Программно-методическое обеспечение учителей образовательной области “Технология” (Трудовое обучение в начальных классах)

 

Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования. (образовательная область “Технология”) // Шк. и пр-во.- 1998.- №5.- С. 8- 9

Концепция содержания образования по “Технологии” (в 12-летней школе) // Шк. и пр-во.- 2000.- №3.- С.10-20

Должностные инструкции работников муниципальной общеобразовательной школы : Инструктор по труду // Директор шк.- 1999.- № 6.- С. 119 - 123.

Самодиагностика профессиональной деятельности учителя. (Вып. 12 - для учителей трудового обучения)/РАО, ИОВ, Соц.-образоват. центр.- СПб.,1996.- 46с.

Антонов А.Ф., Бобыкин В.Н. Об аттестации учителей трудового обучения (технологии) // Шк. и пр-во.- 1995.- №6.- С. 2 -15

Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психологические проблемы самосовершенство-вания учителя // Шк. и пр-во.-1995.-№2.- С. 15-18: Из кн. “Возрастная и педагогическая психология”/Под ред. А.В.Петровского.- М.,1979

 

Программы:

Технология.Трудовое обучение.1-4кл.; 5-11 кл.:(ПОУ) .- 2-е изд., испр.и доп.- М.:Просвещение, 2000.- 239с.

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. (с кр. рекомендациями)(ПОУ) / Науч. рук.: Неменский Б.М.-М.:Просвещение,1994.-175с.

Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: для шк. с углубл. изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1-4 кл.(ПОУ)/ Шпикалова Т.Я. и др.- М.:Просвещение, 1996. - 91с.:ил.

Начальные классы (1-4). В 2-х ч. Ч.2.- М.:Просвещение,2000.- С. 143-312

Начальные классы (1-3).- М.:Просвещение,1998.-С. 233-252

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии /Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко.- М.: Дрофа, 2000.- 256 с.

1. Обязательный минимум содержания образования.- 2. Примерная программа.- 3. Требования к уровню подготовки учеников.- 4. Образцы заданий для проверки уровня подготовки.

Примерные программы начального общего образования /Сост. А.М.Водянский, И.А.Петрова.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000.- 64 с.

Огерчук Л.Ю. Технология в начальной школе // Шк. и пр-во.- 1998.- №2.- С. 10-13

Коптелов А.В. Учителю технологии о сети Интернет и ее использовании в информационно-технологической подготовке учащихся // Шк. и пр-во.- 2000.- №2.- С.16-23

2 В помощь методисту по школьным библиотекам и учебному фонду (список литературы по материалам периодических изданий из фонда библиотеки УПМ)

Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения: Письмо МО и ПО РФ от 14.01.1998 //Вестн.образования.- 1998.- №6. - С. 46-52

Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения//Вестн.образования.- 1998.- №7.- С. 61-66.

 

2. В помощь методисту по школьным библиотекам и учебному фонду (список литературы по материалам периодических изданий из фонда библиотеки УПМ)


Александрова И. Форма жизни - общение. Заметки школьного библиотекаря //Директор шк.-1998.-№4.-С.56-66

Антоненко Л.А. Схема работы библиотеки//Завуч.-1999.-№1.- С.30

Володин Б. Что нас объединяет? История и современные аспекты взаимодействия библиотек и учебных заведений //Библиотека.- 2000.- №3.- С. 47-49

Вострухина И. Документация в школьной библиотеке //Б-ка в шк.:Прил. к газ. “Перв.сент.”-2000.-№1- С.3-4

Громова О. Кабинет №1 ?.. Школьные библиотеки: проблемы информационной поддержки://Б - ка в шк:Прил. к газ. “Перв.сент”. - 2000- №1. С. 2.

Громова О. Колонка редактора [О статусе школьного библиотекаря] //Первое сент. - 1999.- №74.- 26 окт.

Громова О. Как воспитать вдумчивого читателя.//Первое сент.-1998.-15 сент.-С.3.

Громова О. Не памятник выживанию, а место, где жили: О музее-библиотеке “Книги блокадного города”//Б-ка в шк.:Прил. к газ.”Первое сент.”.- 2000.- №5.- С. 12

Громова О. Мечты сбудутся...:Беседа с дир. Гос. науч. пед. б-ки им. К.Д. Ушин-ского //Б-ка в шк.:Прил. к газ.”Первое сент.”.- 2000.- №4.- С. 6

Громова О. На всех континентах, гда книги приходят в класс... [О междунар. ассоциации шк. библиотек. Декларация о школьных библиотеках] //Б-ка в шк.:Прил. к газ. ”Первое сент.”.- 2000.- №3.- С. 2

Должностная инструкция: Библиотекарь(заведующий библиотекой)//Директор шк.-1998.-№4.-С.115-118

Дрошнева Н. А в Америке учебники хранит и раздает преподаватель. Картинки из Лок-Хейвена //Прил. к газ. “П.С”: Б - ка в шк. - 2000- №1. -С. 2.

Збаровская Н. Деловая игра как способ составления профессиограммы //Библиотекарь.- 2000.- №8.- С. 50-51

Златопольский Д.М. Компьютерная программа “Школьная библиотека“ //Образоват. индустрия: Прил. к ж.”Наука и школа”.-1999.-№1.- С. 24-25

Зуева Е. Один против лавины учебников. “Тайная” деятельность школьных биб-лиотек [Метод. рекомендации по работе с учеб.]//Б-ка в шк.:Прил. к газ.”Первое сент.”.- 2000.- №2.- С. 2

Иванова Е. Библиотека?.. Библиотека! [Из выступ. на конф.”Крым 2000” о работе библ. центра в Авторской акад. шк. № 186, Н.Новгород ]//Б-ка в шк.:Прил. к газ. ”Первое сент.”.- 2000.- №5.-С. 9

Инькова Л. С декады знаний начинается учебный год //Библиотека.-2000.-№3.-С.57-59

Кабачек О. Путь Афин. Роль библиотек в реабилитации и образовании детей с особенностями в развитии// Управление шк.: Прил. к газ “Первое сент.”.- 1999.-№4

Как вступить в Российскую библиотечную ассоциацию //Б-ка в шк.:Прил. к газ. Первое сент.”.- 2000.- №4.- С. 4-5

Киселева Т. Ответственность и право //Библиотекарь.- 2000.- №7.- С. 24-26

Кислейко Н., Ильина Н. Развивать творчество? Это реально //Библиотека.-1999.-№6.-С.44-45

Кодекс профессиональной этики Российского библиотекаря [принят конф. Рос. биб. ассоциации 22.04.99г.] //Б-ка в шк.:Прил. к газ.”Первое сент.”.- 2000.- №4.- С. 5

Козлова О.Аттестация библиотекаря. Технология, документы, опыт // Б-ка в шк. - 2000.-№0 [пилотный номер ]. - С. 2,7

Козлова О. Внимание: школьный библиотекарь!//Директор шк.- 1999.- №4.- С.81-90

Козлова О. Должностная инструкция: какой же ей быть? //Прил. к газ. “П.С”: Б-ка в шк. - 2000.- №1. -С. 5-7; Там же: Ох уж эти учебники... Ну как же их списать.- С.10

Козлова О. За что ответим:.. Что дадут?.. [Материальная ответственность] //Б-ка в шк.:Прил. к газ.”Первое сент.”.- 2000.- №3.- С. 6 .

Козлова О. Книжный фонд на кончике пера. Планирование работы библиотеки школы //Прил. к газ. “П.С”: Б - ка в шк. - 2000.- №1. -С. 8-9

Коршунова Л. Станут ли новейшие технологии достоянием наших читальных залов?; Итак, нам нужна техника. С чего начать? //Б-ка в шк.:Прил. к газ.”Первое сент.”.- 2000.- №3.- С. 9; 10

Кузьмина Н.[шк.№150 г. Челябинска] Под знаком прекрасного // Библиотека.- 2000.- №6.- С. 17-18; Там же: Салтыкова С. Действуем, следовательно существуем. - С. 19-20

Михайлова Л. Годы идут, проблемы остаются //Библиотека.- 1999.- №8.- С.18-20

Морозова Т. Чем меньше книг, тем больше каталог. ББК: подробности, изменения, дополнения //Прил. к газ. “П.С”: Б - ка в шк. - 2000.-№1.-С. 11, 14

Панова Л. Игровой полигон - база для познания // Библиотека.- 1999.- №1.- С.56-58

Панфилов А. Библиотеки муниципальные, школьные ... А если вместе:! //Первое сент. - 1998. - 15 сент. -С.4.

Полякова Т.И. Тысяча забот и одна радость школьных библиотек //Кл. журнал 5+.- 1999.- №3.- С. 10 -11

Попов Е. Библиотеки в учебных заведениях //Учит. газ.- 1998.- №16.- С.6-7

Рудишина Т. “...Даже книжки замело”: Выставочная работа в библиотеке //Б-ка в шк.:Прил. к газ.”Первое сент.”.- 2000.- №6.- С. 8-9

Рудишина Т. Библиотечная режиссура: Методика массовых мероприятий //Б-ка в шк.:Прил. к газ.”Первое сент.”.- 2000.- №5.- С. 10

Семенова Н. Работа с учебниками... но не только! //Библиотека.- 2000.- №2.- С.31-32

Соколова В. В союзе со школой: Возможности детской библиотеки.- //Библиотека. - 1999.- №4.- С.34-35

Соколова В. Ах, учебники... учебники, учебники [оплата за работу с учеб.; учет; замена; выдача] //Б-ка в шк.:Прил. к газ.”Первое сент.”.- 2000.- №3.- С. 4-5

Тихонова И. Выбери собеседника //Библиотекарь.- 2000.- №3.- С. 33-36

Чечерина С.И. Урок информатики - в библиотеке // Информатика и образование. - 1998.- №4

Сост.: Гл. библиограф Латынская Э.Б.

 

КОДЕКС

профессиональной этики Российского библиотекаря

[принят конф. Рос. биб. ассоциации 22.04.99г.]

 

Библиотекарь

- обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов;

- рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;

- противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа (цензуры) на запрашиваемые документы;

- не несет ответственности за последствия использования информации или документа, полученнного в библиотеке;

- строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности

и ее информационным потребностям;

- охраняет конфеденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законо-дательством);

- признает авторские права на интеллектуальную собственность;

- стремится к профессиональному совершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности;

- уважает знания коллег и охотно передает свои знания, видя в этом

важнейшее условие развития профессии;

- отностися с уважением ко всем коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии;

- заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить ее репутацию.


3 Библиография трудов русского писателя А.И. Солженицына и литературы о его жизни и деятельности (в помощь учителю литературы)


Библиографический список трудов самого известного современного русского писателя Александра Исаевича Солженицына и материалов о его жизни и деятельности составлен на базе библиотечного и справочно-информационного фонда, справочного аппарата ( алфавитный и систематический каталоги, сводная систематическая картотека статей) библиотеки университета педагогического мастерства. Для полноты информации о писателе и его творчестве, в список также включены издания, отсутствующие по разным причинам в фонде библиотеки. Это книги, изданные за рубежом, материалы, опубликованные в периодических и других изданиях, не поступающих в нашу библиотеку в силу ведомственной отраслевой специализации (педагогическая библиотека), и т.д. В списке эти издания отмечены специальным значком “#“.

Литература в списке располагается следующим образом: в первую очередь представлены труды писателя А. Солженицына (книги, отдельно - произведения, опубликованные в сборниках и журналах), затем материалы о жизни и творчестве писателя. Отдельно выделены статьи о наиболее значимой в творчестве писателя книге “Архипелаг ГУЛАГ”. Учитывая, что настоящий список литературы адресован, прежде всего, преподавателям литературы в общеобразовательных учреждениях, в отдельный раздел выделены материалы по методике преподавания и изучению произведений А.И.Солженицына в школе..

 

1. Сочинения :

Книги:

1.# Собрание сочинений. В 20 т. - Вермонт:Париж,1978-1991

2. Малое собрание сочинений. В 7 т. - М.: ИНКОМ НВ,1991 -

Т.1-2. В круге первом: Роман. Кн. 1-2; Т 3. Рассказы; Т.4. Раковый корпус: Повесть

Т.5, 6, 7. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956: Опыт художественного исследования: 1-11ч.; 111-1Уч.; У-У11ч.

3.# Архипелаг ГУЛАГ. Опыт художественного исследования. В 3 т. - М., 1990

4. В круге первом.- М., 1990

5. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения.- Л., 1990

6. # Красное колесо: Повествование в отмеренных сроках. В 10 т. - М., 1993 -

7. # Красное колесо: Повествование в отмеренных сроках. Узел 1У. - М., 1996- 1997

8. # Т.9. Апрель Семнадцатого (12 апреля - 5 мая).- [М., 1996]

9. # Т.10. Апрель Семнадцатого На обрыве повествования.- [М., 1997]

10. # По минуте в день.- М., 1995

11.# Пьесы. - М.,1990

12 Раковый корпус: Повесть.- М., 1991

13. Рассказы. - М., 1989

14.# “ Русский вопрос”к концу ХХ века.- М., 1995

15.# Русский словарь языкового расширения. - М., 1990

Произведения, опубликованные в периодических изданиях и др. сборниках:

16. Август Четырнадцатого//Роман газета.-1993.- №№ 1,2,3; Звезда.-1990.- №№ 1-12

17. Архипелаг ГУЛАГ. Главы из книги // Новый мир.- 1989.- №№ 8, 9, 10

18. Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни // Новый мир.- 1991.- №№ 6-8, 11, 12

19. В круге первом: Роман // Новый мир.- 1990.- №№ 1-5

20. Всероссийскому патриарху Пимену великопостное письмо //Слово.-1989.- № 12

21. Выступления на украинско-русские темы // Звезда.- 1993.- № 12

22. Двухчастные рассказы: Молодняк; Настенька // Новый мир.- 1995.- №10

23. Захар-Калита: Рассказ // Литература в шк.- 1997.- №4

24. Знают истину танки! Киносценарий для экрана переменной формы // Дружба народов.- 1989.- №11

25. Интервью швейцарскому еженедельнику “Вельвохе” // Звезда.- 1994.- № 6

26. “Исторически и мировосприятно православие для нас на первом месте...” // Москва.- 1995.- №9

27. Красное колесо. Повествованье в отмеренных сроках // Наш современник.- 1990.- № 1-3

28. Красное колесо. Повествованье в отмеренных сроках . На обрыве повество-вания. Узлы У-ХХ // Звезда.- 1993.- № 8

29. Крохотки // Новый мир.- 1997.- №3; Семья.- 1989.- № 36

30. Март Семнадцатого: Роман //Дружба народов.- 1990.- №№5-6; Нева.- 1990.- №№ 1,4,6; Звезда.- 1991.- №№ 4-8

31. На возврате дыхания и сознания; Раскаяние и самоограничение; Образованщина; “...Колеблет твой треножник” // Новый мир.- 1991.- № 5

32. На изломах. Двучастный рассказ // Новый мир.- 1996.- №6

33. Наши плюралисты: Отрывок из второго тома “Очерков литературной жизни” // Новый мир.- 1992.- №4

34. Нобелевская лекция // Новый мир. - 1989.- № 7

35. О Ленине накануне революции:[телеинтервью ... в связи с выходом кн. “Ленин в Цюрихе” (Лондон, 1976); письма] // Нева.- 1993.- № 12.- С. 246-254

36. Ответное слово на присуждение литературной награды американского национального клуба искусств // Новый мир.- 1993.- №4

37. Поминальное слово о Твардовском: Жить не по лжи! / Предисл. А. Паламарчука // Наш современник.- 1989.-№9

38. Приемы эпопей. Из “Литературной коллекции” // Новый мир.- 1998.- № 1

39. Раковый корпус: Повесть // Новый мир.- 1990.- №№ 6-8

40. Раскаяние и самоограничение как категория национальной жизни // Звезда.- 1994.- № 6

41. Речь в Вашингтоне 30 июня 1975 // Звезда.- 1994.- № 6

42 Речь в международной академии философии // Звезда.- 1994.- №6

43. “Русский вопрос” к концу ХХ века // Новый мир.- 1994.- №7

44. Русский словарь языкового расширения [фрагменты] // Рус. речь.- 1990.- №№ 3-6; 1991.- №1

45. Третьему собору зарубежной Русской церкви // Звезда.- 1994.- № 6

46. Угодило зернышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания. Часть 1 (1974-1978) // Новый мир.- 1998.- № 9,11

47.# Черты двух революций //Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси.- М., 1991

48. Четыре рассказа (Пасхальный крестный ход.-Правая кисть.- Как жаль.- Захар-Калита) // Дружба народов.- 1990.- №1

 

2. Литература о жизни и творчестве А. Солженицына:

Книги:

49.# Плетнев Р.В. А.И. Солженицын.- 2-е изд.- Paris, 1973

50.# Шнеерсон М.А. Александр Солженицын; Очерки творчества.- Frankfurt/ М., 1984

51.# Нива Ж. Солженицын.- М., 1992

52.# Мешков Ю.А. Александр Соженицын. Личность. Творчество. Время.- Екатеринбург, 1993

53.# Чалмаев В.А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество: Кн. для уч-ся.- М., 1994

54.# Паламарчук П.Г. Александр Солженицын: Путеводитель.- М., 1991

Статьи в сборниках, журналах:

55. А.И.Солженицын: Статья // В кн.: Лауреаты Нобелевской премии: Энцикл. М-Я: Пер. с англ.- М., 1992

56. А.И.Солженицын: Статья // В кн.: Литература: Справ. шк./Науч. разработка и сост. Н.Г.Быковой.- М., 1996

57. А.И.Солженицын: Статья /Котельников В.А. // В кн.: Русские писатели: Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч.2. М-Я / Под ред. Н.Н.Скатовой.- М., 1998

58. А.И.Солженицын: Статья // В кн.: В.М.Акимов От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы двадцатого века (после 1917г.): Новый окнспект-путеводитель.- СПб., 1993

59. Андреева-Карлайл О. Солженицын. В круге тайном //Вопр. лит.- 1991.- №№ 1-5

60. Архангельский А. “Поэзия и правда” в малой прозе Солженицына // В кн.: Архангельский А. У парадного подъезда.- М., 1991

61. Белль Г. Четыре статьи о Солженицыне // Иностр. литература.- 1989. - № 8

62. Болохов В. Крестный // Звезда.- 1994.- №6

63. Бондаренко В. Стержневая словесность [Проза А. Солженицына] // В кн.: Взгляд: Сб. Критика. Полемика. Публикации. Вып. 3.- М., 1991

64. Бродский И. География зла // Лит. обозрение.- 1990.- № 1

65. Вайл П., Генис А. Поиски жанра: Александр Солженицын // Октябрь.-1990.- №6

66. Вознесенская Т. Лагерный мир А. Солженицына: тема, жанр, смысл // Лит. обозрение.- 1990.- № 1

67. Вишневская Г. Солженицын и Росторопович //Юность.- 1989.- № 6,7

68. Волков С. Стоит ли село без праведника?: О рассказе А. Солженицына “Матренин двор” // Литература: Прил. к газ. “Перв. сент.” - 1996.- №21

69. Гродзенский С. Миша [о А.Солженицыне] // Звезда.- 1994.- № 6

70. Грязневич В. Пророк, чудак, интеллигент: о А. Солженицыне // Звезда.- 1994.- № 6

71. Елисеев Н. “Август Четырнадцатого” А. Солженицына сквозь разные стекла // Звезда.- 1994.- № 6

72. Жидков Г.П. “Красное колесо” А. Солженицына глазами историка // Отеч. история .- 1994.- №4-5

73. Залыгин С. Год Солженицына // Новый мир.- 1990.- №1

74. Запевалов В.Н. Международная научная конференция в Пушкинском Доме “Академик А.И. Солженицын. К 80-летию со дня рождения “, дек. 1998 // Рус. лит.- 1999.- № 4

75. Запевалов В.Н. Научная конференция “ А.И. Солженицын. К 30-летию со дня выхода в свет повести “Один день Ивана Денисовича” // Рус. лит.- 1993.- № 2

76.# Заярная И.С. К вопросу о христианской традиции в “Архипелаге ГУЛАГ”

А. Солженицына // Православие и культура.- Киев, 1993.- №2

77. Клинг О. “...К лучшему в себе, к лучшему себе...”: Попытка портрета Е. Тагера... [Тагер Е.Б. и А. Солженицын, о повести “Раковый корпус”] // Вопросы лит.- 1991.- № 6

78. Копелев Л. Марфинская шарашка [из воспоминаний]//Вопросы лит.-1990.- № 7

79. Кормилов С. “Мы забыли, что такие люди бывают”. Ахматова и Солженицын // Лит. обозрение.- 1999.- № 1

80. Курбатов В. Пока мы не ответим [о романе А. Солженицына “Красное колесо”] // Москва.- 1993.- № 5

81. Лавров В. Лицо [Солженицын А.И., о нем] // Нева.- 1993.- № 12

82. Лакшин В.Я. Булгаков и Солженицын. Иван Денисович, его друзья и недруги. и др. // В кн.: Лакшин В.Я. Бурега культуры: Сб. ст./ Сост. С.Н.Лакшина.-М., 1994

83. Латынина А. Кто с Солженицыным? // В кн.: Взгляд: Сб. Критика. Полемика. Публикации. Вып. 3.- М., 1991

84. Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир.- 1990.- №1

85.# Левитская Н.Г. Александр Солженицын: Библиогр. указ.- М., 1991

86. Лифшиц М. О повести А.И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича”; О рукописи А.И.Солженицына “В круге первом” /Публ. Л.Я.Рейнгардт // Вопросы лит.- 1990.- № 7

87. Лосев Л. Поэзия и правда у Солженицына // Лит. обозрение.- 1999.- № 1

88. Лурье Я.С. А.Солженицын - эволюция его исторических взглядов // Звезда.- 1994.- № 6

89. Маерова К. Заметки о языке и стиле эпопеи А.И. Солженицына “Красное колесо” // Лит. обозрение.- 1999.- № 1

90. Немзер А. Рождество и Воскресение. О романе А.Солженицына “В круге первом” //Лит. обозрение.- 1990.- №6

91. Нива Ж. Солженицын. Гл. из книги: Пер. с фр. // Дружба народов.- 1990.- №№4,5

92.# Нива Ж. Солженицын: Пер. с фр.- М.,1992: Рец. на кн..: Лурье А. Сквозь годы // Нева.- 1993.- № 12

93. Новиков В. Раскрепощение. Воспоминаниея читателя [А. Солженицын. В. Набоков. “Доктор Живаго” Б.Пастернака] // Знамя.- 1990.- №3

94. О символе бедном замолвите слово. “Малая” проза Солженицына: “поэзия и правда” //Лит. обозрение.- 1990.- №9

95. Письма советских граждан по поводу высылки А.И. Солженицына // Звезда.- 1994.- №6

96. Потапов В. Звезда, река, загадка... Заметки об “Августе Четырнадцатого” Солженицына //Лит. обозрелине.- 1990.- № 11

97. Прохватилов В. “Почта по кругу” [о Солженицыне] // Звезда.- 1994.- № 6

98. “Русский пророк в изгнании” [А.И.Солженицын]//Наука и религия.-1990.- № 12

99. Самойлов Д. Из книги “Памятные записки” // Вопросы лит.- 1991.- № 6

100. Семенова Г.П. “Чтобы слова не утекали как вода...”. О языке произведений А. Солженицына // Рус. речь.- 1996.- № 3

101. Семин В. А.И.Солженицын // Лит. обозрение.- 1995.- № 6

102. Слово о Солженицыне (В.Солоухин, И.Шафаревич, В.Крупин, Л.Бородин, В.Распутин // Наш современник.- 1990.- №1

103. Спиваковский П. История, душа и “эго” (А.Солженицын. Эго. На краях) // Новый мир.- 1995.- №5; Лит. обозрение.- 1996.- № 1

104. Спиваковский П. Феномен Солженицына // Лит. обозрение.- 1990.- № 1

105.# Струве Н. О “Марте Семнадцатого” // Рус. зарубежье в год тысячелетия крещения Руси.- М., 1991

106. Сурганов В. Один в поле воин (А.Солженицын) //Лит. обозрение.- 1990.- № 8

107. Суриков В. О Солженицыне - читая “Август” //Лит. обозрение.- 1993.- №7-8

108. Темпест Р. Геометрия ада: поэтика пространства и времени в повести “Один день Ивана Денисовича” //Звезда.- 1998.- № 12

109. Темпест Р. К проблеме героического мировоззрения (Солженицын и Ницше) //Звезда.- 1994.- № 6

110. Томашевская З.Б. И сей день не без завтрашнего // Звезда.- 1994.- №6

111. Травин Д. Авторитарный тормоз для “Красного колеса” //Звезда.- 1994.- № 6

112. Умеров Ш. Александр Солженицын и ненасилие // Лит. обозрение.- 1999.- № 1

113. Фридлендер Г.М. О Солженицыне и его эстетике // Рус. лит.- 1993.- №1

114. Шаховская З. О правде и свободе Солженицына // Слово.- 1990.- №3

115. Шкловский Е. Чем жив человек. О повести Солженицына “Раковый корпус” // Лит. обозрение.- 1990.- №7

116. Штурман Д. Остановимо ли Красное колесо? [о романе Солженицына “Красное колесо”] //Новый мир.- 1993.- № 2

117.# Штурман Д. Солженицын и национальный вопрос // Стрелец: Альм.- Париж;М.; Нью-Йорк, 1991.- №2 (69)

118. Якобсон Р. Заметки об Августе Четырнадцатого // Лит. обозрение.- 1990.- № 1.

 

3. Статьи о книге “Архипелаге ГУЛАГ”

119. Арсланов В. Трудные вопросы Кенгира // Октябрь.- 1990.- №12

120. Латынина А. От “Одного дня Ивана Денисовича” к “Архипелагу ГУЛАГ” // В кн.: Латынина А.Н. За открытым шлагбаумом.- М., 1991

121. Латынина А. Крушение идеократии. От “Одного дня Ивана Денисовича” к “Архипелагу ГУЛАГ” // Лит. обозрение.- 1990.- №4

122. Начало конца Архипелага ГУЛАГ (Александр Солженицын. “Архипелаг ГУЛАГ”, “Один день Ивана Денисовича”) // В кн.: Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

123. Потапов В. Сеятель слово сеет (О Солженицыне - на возврате дыхания и сознания) // Знамя.- 1990.- №3

124. Сохряков Ю. Нравственные уроки “лагерной прозы” [И.Солневич, Б.Ширяев, О.Волков, А.Солженицын, В.Шаламов, Л.Бородин, А.Жигулин и др.] // Москва.- 1993.- № 1

125. Стреляный А. “Не верь, не бойся, не проси!” Мировоззрение Александра Солженицына (по “Архипелагу ГУЛАГу” и “Гвардейской речи”) //Звезда.- 1989.- № 11

126. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., доп.- М., 1995

127. Шпачков В. Юность “Архипелага” // Учит. газ.- 1992.- № 4.

 

4. Методика преподавания и изучения произведений А.Солженицына в школе

128. Басланова Л. Язык “Двучастных рассказов” А.И.Солженицына (сочинение) // Литература: Прилож. к газ. “Перв. сент.”- 1998.- № 28

129. Газизова А.А. Конфликт временного и вечного в повести А.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” // Лит. в шк. - 1997.- № 4

130. Гуральник Е.М. Воплощение авторского замысла в рассказе А.И.Солженицына “Захар-Калита” // Лит. в шк. - 1997.- № 4

131. Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына “Матренин двор” // Рус. словесность.- 1997.- № 3

132. Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына // Литература: Прил. к газ. “Перв. сент.”- 1997.- № 30

133. Козлова О. Дом, где разбиваются сердца [А. Солженицын “Матренин двор”, Ф. Абрамов “Пелагея”]// Литература: Прил. к газ. “Перв. сент.”- 1998.- № 28

134. Локтионова Н. “Не стоит село без праведника”. К изучению рассказа “Матренин двор” // Лит. в шк.- 1994.- № 3

135. Митин Г. Реквием по гению. Новые рассказы А. Солженицына // Лит. в шк.- 1996.- № 1

136. Лагерная проза. А.И.Солженицын // В кн.: Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература ХХ века: Программа 11 кл. Тематическое поурочное планирование.- СПб., 1997

137. Мурин Д.Н. Один день, один час, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Лит. в шк.- 1990.- № 5

138. Муромский В.П. Из истории литературной полемики вокруг повести А.И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” // Лит. в шк.- 1994.- № 3

139. Начало конца Архипелага ГУЛАГ (Александр Солженицын. “Архипелаг Гулаг”, “Один день Ивана Денисовича”) // В кн.:Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., доп.- М., 1995: [В к. кн.: Рек. литература, Вопросы по темам пособия]

140. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель // Лит. в шк.- 1989.- № 5; Москва.- 1989.- № 9

141. Потолков Ю. Прощание с Матреной. О рассказах А.Солженицына // Литература: Прилож. к газ. “Перв. сент.”- 1998.- № 28

142. Романова Г.И. “Захар-Калита”. Урок по рассказу А. Солженицына в старших классах //Рус. словесность.- 1999.- № 4

143. Солженицын Александр Исаевич. В круге первом. Матренин двор. Один день Ивана Денисовича [герои произведений] // В кн.: Все герои произведений русской литературы: Шк. программа: Словарь-справочник.- М., 1997

144. Сычева Т. “Не стоит земля без праведника” (По произведениям А.И.Солжени-цына “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича”): [сочинение] // В кн.: “...И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге”: Сб. олимпиадных сочинений по лит. уч-ся 9-11 кл., получивших Дипломы 1 ст.: Метод. пособие. Вып. 2./ Сост. сб. и авт. рец. Л.Д.Фураева; ЛГИУУ. - Л., 1991

145.Чернова И. “Голос памяти правдивой” [А. Солженицын]// Литература: Прил. к газ. “Перв. сент.”- 1998.- № 28

146. Шумилин Д.А. Тема страдания, падения и возрождения личности в “Архипелаге ГУЛАГ” [к 80-летию А.И.Солженицына] // Лит. в шк. - 1998.- № 8

147. Ячменева Т. Лагерная проза в русской литературе (А.И.Солженицын и В. Шаламов) // Литература. Прилож. к газ. “Перв. сент.”- 1996.- № 32: [“Один день Ивана Денисович”; “Колымские рассказы”]

 

5. Библиография:

148. А.И.Солженицын: Статья // В кн.: Лауреаты Нобелевской премии: Энцикл.

М-Я: Пер. с англ.- М., 1992: Библиогр.: С. 432

149. А.И.Солженицын: Статья /Котельников В.А. // В кн.: Русские писатели: Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч.2. М-Я / Под ред. Н.Н.Скатова.- М., 1998: Библиогр.: С.384-384

150. А.И.Солженицын: Статья // В кн.: В.М.Акимов От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы двадцатого века (после 1917г.): Новый окнспект-путеводитель.- СПб., 1993: Библиогр.: 138

151.Спиваковский П. Краткая библиография сочинений А.И.Солженицына и работ о нем // Лит. обозрение.- 1999.- № 1.- С. 58 - 68

152. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., доп.- М., 1995.-: Рек. лит.: С. 283-284

 

Сост.: Гл. библиограф Латынская Э.Б.

 

4. Программно-методическое обеспечение учителей физической культуры общеобразовательных учреждений: Обзор литературы.

Программы

Программы общеобразовательных учреждений: Физическое воспитание учащихся 1-11 кл. - М.: Просвещение, 1996.- 356с.:ил.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре/Авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В.Петрова.- М.: Дрофа, 2000.- 160 с.

1. Обязательный минимум содержания образования.-2. Примерная программа.- 3. Требования к уровню подготовки учеников.- 4. Образцы заданий для проверки уровня подготовки.

Спортивные кружки и секции: программы для внешк. учреждений и общеобразоват. шк.- Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.:Просвещение,1988.- 351с.

Техническое творчество учащихся: Поготовительные технические кружки. Спортивно-технические кружки. Производственно-технические кружки: для внешкольных учреждений и общеобразоват. школ.- М.:Просвещение,1988.- 351с.

Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова.- М.:Физкультура и спорт,1998.- 496с.:ил.

Попов А.Л. Психология спорта: Учеб. пособие для физкульт. вузов.- М.: Моск. психолого-соц.ин-т.; Флинта, 1998.- 152 с.- (Проф. б-ка учителя физкульт.- 1998.- Вып.3)