От чтения – к творчеству жизни!
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО), ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина 23-24 апреля 2018 года провели международную научно-практическую конференцию «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» при поддержке ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН, Научного совета по проблемам чтения РАО, Санкт-Петербургского отделения Ассоциации школьных библиотекарей Русского Мира, Санкт-Петербургской секции Совета по детской книге России, Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, научной секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского психологического общества.
На конференции присутствовало 225 человек из Германии, Белоруссии, Финляндии, Казахстана, из городов России: Калуги, Вологды, Сарапула Удмуртской республики, Ульяновска, Архангельска, Кирова, Ленинградской области, Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга. Осуществлялась серьезная информационная поддержка в виде книг, журналов, плакатов, методических материалов ООО «КОЛЛИБРИ», ООО «ШКОЛЬНАЯ КНИГА», издательствами «Экзамен», «Национальное образование», петербургским детским историческим журналом «АВТОБУС», Полиграфической компанией «Пангея», благотворительным проектом «к-я.рф», информационно-методическим журналом «Школьная библиотека», Петербургской книжной сетью «Буквоед».
Приветственные слова прозвучали от профессора А.С. Горшкова, первого проректора СПб АППО, доктора педагогических наук; В.В. Ялышевой, заведующего Центром чтения Российской национальной библиотеки, председателя секции по чтению РБА, кандидата педагогических наук; Т.Д. Жуковой, президента ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидата педагогических наук. Они выразили уверенность в успешном проведении конференции, которая позволит все красивые профессиональные мечты и проекты сделать вдохновляющей реальностью.
В докладах и выступлениях ведущих ученых поднимались актуальные вопросы: «Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства» (Т.И. Полякова), «Чтение “за пределами” школьного учебника: дополнительные возможности» (Е.С. Романичева), «Читательский интерес в зеркале информационных ресурсов» (В.А. Бородина, С.М. Бородин), «Педагогическое образование как фактор развития детского чтения: отечественный и зарубежный опыт» (Т.Г. Галактионова), «Проза цифровой эпохи: имена, тенденции, жанры» (М.А. Черняк). На стендах был представлен опыт Финляндии, Казахстана, Белоруссии, Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга «Школьная медиатека как информационно-культурный центр» (И.В. Черенкова, В.Б. Акимов, Е.Д. Тенютина), материалы информационного журнала «О книге, чтении, читателе» (В.В. Рудник).
В ходе работ секций «Роль библиотеки в развитии интереса к чтению детей и взрослых» (модератор Т.И. Полякова), «Педагог как стимулятор развития творческих способностей обучающихся при чтении текстов разных типов» (модераторы В.А. Бородина, В.В. Рудник), «Проектирование программ, проектов поддержки и развития творческого чтения для образовательных учреждений и самообразования» (модератор Т.Г. Галактионова) педагоги, библиотекари, психологи и другие специалисты в области чтения обсуждали пути возрождения интереса чтения у детей и взрослых, развитие читательской компетентности детей и взрослых в школьной библиотеке, роль семьи в развитии интереса к чтению, дополнительные возможности развития интереса к чтению учащихся в курсах литературы, истории, географии, иностранных языков, методы обучения смысловому чтению для «цифрового» поколения, чтение как альтернатива массмедиа. Е.С. Романичева провела ворк-шоп «Сочинение истории» (по книге Г.В. Пранцовой «От “тихой радости чтения” к восторгу сочинительства»). Был представлен международный опыт национальных программ по чтению и национальные, региональные и другие крупномасштабные проекты развития интереса к чтению. Г. Шнайдер, председатель правления Немецкого Рериховского общества, (г. Ремшайд, Германия) особое внимание уделила чтению книг как средству развития воображения и пробуждения творчества.
Второй день конференции проходил в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина. Директор библиотеки Ю.М. Дементьева рассказала о возрождении в Санкт-Петербурге Недели детской книги. О международных проектах продвижения детской книги и чтения перед участниками конференции выступили писатели, переводчики (А.Д. Петрова, Т.А. Кудрявцева, Г.Б. Османова), представители Российской национальной секции Международного Совета по детской книге (Л.В. Чижова), Гёте-института в Санкт-Петербурге (В.Л. Чертовская), Центральной городской детской библиотеки (Е.П. Загорская).
В рамках конференции состоялось торжественное награждение победителей и призеров смотра-конкурса оформления тематических выставок в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга ко Дню Культуры 15 апреля по теме «Герой как создатель и защитник культуры». Награждение проводила кандидат педагогических наук, заведующий Информационно-библиотечным центром Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Т.И. Полякова. Награждение педагогов за высокие показатели их воспитанников в городском конкурсе сочинений среди школьников Санкт-Петербурга «Пылайте сердцами, творите любовью» провели председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А. Томша и руководитель оргкомитета по подготовке Дня Культуры в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга В.И. Уваров.
Завершила конференцию открытая трибуна. Участники конференции одобрили Манифест книжника российского книжного союза «От чтения – к творчеству жизни», представленный 16 ноября 2017 года в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, в котором сформулированы ориентиры и нормы минимальной интенсивности чтения и другие принципиальные моменты для развития книжной культуры во всем мире. И.И. Тихомирова, член стратегического комитета ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, подводя итоги работы конференции, выразила общее мнение о том, что проблемы, прозвучавшие в докладах и выступлениях на секциях, органично вписываются в круг задач, обозначенных в национальных программах культуры и образования, поэтому необходимо создавать условия для их решения, внедрять инновационные проекты, позволяющие сохранить книгу и библиотеку, привлекать детей к чтению, возродив семейное чтение. Главная цель – прививать новому многозадачному и цифровому поколению навыки творческого чтения.