МАТЕРИАЛЫ
Международной научно-практической конференции
«Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению
как часть национальной культурной политики»
20-21 апреля 2023 года
Россия, г. Санкт-Петербург
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Международная конференция по чтению как средство реализации государственной культурной политики в Российской Федерации
Татьяна Ивановна Полякова, кандидат педагогических наук, заведующий информационно-библиотечным центром, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, г. Санкт-Петербург, Россия.
О необходимости включения в законотворческую практику проблемы чтения как культурной ценности и части национальной культурной политики
Юлия Петровна Мелентьева, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом проблем чтения ФГБУ НИЦ «Наука» РАН, г. Москва, Россия.
Когнитология чтения: от истоков письменности до цифровизации
Валентина Александровна Бородина, доктор педагогических наук, Санкт- Петербургский государственный институт культуры, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения, г. Санкт-Петербург, Россия.
Формирование читательской грамотности школьников в процессе изучения историко-культурного краеведения. Опыт Ленинградского областного института развития образования
Светлана Владимировна Букреева, кандидат филологических наук, доцент, ГАОУ ДПО «ЛОИРО», Ленинградская область, Россия.
О расширении границ читательской грамотности (словесное & визуальное): вклад школьной библиотеки
Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, заслуженный учитель РФ, г. Москва, Россия.
И читать, и смотреть: мультипликация на уроках литературного чтения
Мария Павловна Воюшина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им.А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия.
Мастерские роста: педагогические технологии развития интереса к чтению в дополнительном образовании и внеурочной деятельности школьников
Татьяна Гелиевна Галактионова, доктор педагогических наук, доцент, профессор Института педагогики СПбГУ, г. Санкт-Петербург, Россия.
Критичность мышления как показатель читательской грамотности одаренных школьников
Кахроман Гокмен, аспирант Института педагогики СПбГУ, Турецкая Республика.
Методика осмысленного обучения "Смыслографика" как способ вовлечения детей и подростков в чтение
Алексей Анатольевич Ермолин, учитель-просветитель года общероссийской премии общества «Знание», автор учебника и методики формирования новаторского мышления «Смыслографика», член экспертного совета Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, эксперт издательства «Просвещение» и «Российского Движения Школьников», председатель Союза «Русская школа созидающего мышления и нравственного воспитания», г. Москва.
СЕКЦИЯ 1. РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Культура наставничества как основа образовательно-воспитательного процесса в современной школе
Надежда Евгеньевна Степанова, методист ГБУ ИМЦ Центрального района Санкт- Петербурга.
Поиск новых форм работы в школьной библиотеке
Алла Тимофеевна Баскакова, методист МАУ ДПО «Учебно-методический центр» Наро- Фоминского городского округа Московской области.
Елена Борисовна Громакова, заведующий библиотекой МАОУ Апрелевской СОШ № 4 Наро-Фоминского городского округа Московской области.
Приобщение детей к чтению через «букву» и «цифру»
Наталья Юрьевна Колесникова,, педагог-библиотекарь, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 270 Красносельского района, г. Санкт-Петербург.
«Туристята и и Книгочеи»
Елена Александровна Лобанова, библиотекарь, ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239», г. Санкт-Петербург.
Чтение в образовании: перезагрузка процессов
Елена Валерьевна Качева, кандидат педагогических наук, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск.
Программа «Читай школа»
Ирина Юрьевна Фадеева, педагог-библиотекарь, МБОУ СОШ № 3 г. Троицка Челябинской области, призер конкурса «Читающая школа», Челябинская область.
Читательский конкурс как средство повышения качества образования
Ирина Владимировна Булавкина, заведующий центром библиотечной и музейной педагогики ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», г. Курск.
Методическое объединение школьных библиотекарей в реальном и виртуальном пространстве
Виктория Васильевна Рудник, специалист ИБЦ СПб ЛИЛО, руководитель Санкт- Петербургского отделения Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБЛ).
«Несказанное, синее, нежное....» - литературная композиция, посвященная жизни и творчеству С.А. Есенина
Ольга Васильевна Крестинина, заведующий школьной библиотекой МБОУ «Ал-Невская СОШ» Александро-Невский район, Рязанская область.
СЕКЦИЯ 2. ИЗДАТЕЛЬСТВО, БИБЛИОТЕКА, ШКОЛА, ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА
КАК ГЕОГРАФИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЯ
Разнобразие форм и способов привлечения школьников к чтению
Наталья Михайловна Свирина, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб ЛППО, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель Лссоциации гимназий Санкт-Петербурга.
Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Из опыта взаимодействия библиотеки имени В.И. Ленина с образовательными организациями Санкт-Петербурга
Лилия Леонидовна Быстрова, библиотекарь, педагог, СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района», библиотека им. В.И. Ленина, г. Санкт-Петербург.
Кто научит быть читателем
Анна Владимировна Блинова, кандидат педагогических наук, директор по региональному развитию издательства «Русское слово», г. Санкт-Петербург.
Читательские практики школьников и библиотечная педагогика
Татьяна Юрьевна Дрыжова, главный редактор журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра», г. Москва.
Мы то - что мы читаем. Культурный код и смыслы в чтении для подрастающего поколения
Наталья Владимировна Песчанская, заместитель генерального директора по методической работе ООО «Издательство «Детская и юношеская книга», г. Москва.
Конкурсы чтецов как средство формирования интереса к чтению
Гурия Абдулбарисовна Османова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», г. Санкт-Петербург.
Организация и проведение творческих конкурсов в ЦДБ «Спутник»: опыт и осмысление
Ирина Алексеевна Жукова, заведующий ЦДБ «Спутник» Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Московского района», г. Санкт-Петербург.
Исторические произведения в электронной библиотеке Author. Today как способ развития критического мышления
Дмитрий Павлович Гончаров, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 619 Калининского района Санкт-Петербурга.
Взаимодействие с культурным пространством города - одна из эффективных форм в реализации библиотечных проектов
Марина Константиновна Вальчук, педагог-библиотекарь, Вторая Санкт- Петербургская Гимназия, г. Санкт-Петербург.
Формирование читательской грамотности и возможности технологии развития критического мышления
Ирина Валентиновна Муштавинская, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального, основного и среднего общего образования СПб АППО, г. Санкт-Петербург.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Краеведческий проект «Утрачено? Пески» — родной район города в скетчах школьников. Адаптационный проект Резиденции иллюстраторов «Утрачено?!» Международного независимого фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы МОРС совместно с СПб СЦДБ им. А.С. Пушкина и СПБ ГБУДО «Санкт-Петербургская художественная школа № 6»
Нуритдинова Светлана Андреевна, библиотекарь 2 категории Детской библиотеки чтения и творчества, филиала № 4 СПб СЦДБ им. А.С. Пушкина.
Современная детская художественная литература как средство формирования читательского интереса школьников
Ольга Дмитриевна Лотоцкая, директор по маркетингу Департамента «Планета детства» Издательства АСТ.
Фольклор и традиция в современной педагогике
Хаминова Алёна Алексеевна, краевед, искусствовед, культуролог, куратор программ Традиционной школы, руководитель семейно-досугового центра «ЗолотникЪ»
Николаева Дарья Борисовна, куратор проектов Ленинградского областного регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз», сооснователь семейно-досугового центра «ЗолотникЪ».
«Земляничный клуб»: всероссийский клуб для авторов, издателей и читателей
Екатерина Борисовна Земляничкина, российский писатель, сценарист, преподаватель сторителлинга;
Ольга Алексеевна Фадеева, российский художник-иллюстратор, писатель, автор детских книг, член Союза художников России;
Ольга Евгеньевна Вербицкая, российский писатель, сценарист, автор детских книг и подкастов, автор и редактор журналов «Смешарики», «Малышарики», «Мульт».
Детские книги русских авторов в Китае (онлайн)
Екатерина Валерьевна Лютик, кандидат исторических наук, доцент Научноисследовательского Института Вьетнама при Педагогическом Университете Гуанси, Китайская Народная Республика.