Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Доклад представлен в редакции автора

Маркевич О.А.

Удивительный мир ребенка-читателя:
из опыта реализации авторской программы

 

Сведения об авторе: Маркевич Ольга Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных технологий ВоГУ, автор программы «Читаем для жизни» (Вологда)

 Аннотация

В статье обобщается многолетний опыт преподавания по авторской программе дополнительного образования детей младшего школьного возраста «Читаем для жизни». На основе педагогического дневника автор раскрывает особенности внутреннего мира современного ребенка-читателя, проявляющиеся в процессе чтения как особого рода коммуникативной деятельности. Обосновывается мысль о том, что посредством реализации авторской программы, основанной на идеях творческого чтения и гуманной педагогики, появляется возможность для воспитания чтеца и читателя для жизни в современном обществе.

Ключевые слова: авторская программа «Читаем для жизни», духовный мир ребенка-читателя, педагогический дневник, гуманная педагогика, творческое чтение, образная коммуникация.

 

В названии авторской программы «Читаем для жизни», реализуемой девятый год в БОУ ДО ВО «Духовно-просветительский центр «Северная Фиваида», отражена идея формирования личности чтеца и читателя для жизни в современном мире. Имеется в виду не только привитие навыков чтения как базовой образовательной потребности, необходимой для успешного существования в информационном обществе, но и любви к чтению как жизненно необходимой потребности, развитие умения планировать чтение как стратегию жизни, воспитание отношения к чтению как ресурсу воспитания, образования, социализации и здоровье сбережения.

В рамках программы чтение рассматривается как особого рода коммуникативная деятельность, в которой посредством книги осваивается опыт жизни других людей, происходит превращение содержания текста в свой личный, эмоциональный, смысловой опыт. Чтение понимается как смысложизненная и ценностная по своей природе деятельность. Такое чтение является залогом развития духовного начала в каждом ребенке, формирования в нем носителя добра и нравственной культуры.

Преподавание по авторской программе открыло редкую и счастливую возможность – постоянно соприкасаться с удивительным внутренним миром ребенка-читателя. На каждом занятии подтверждается мнение Ш.А. Амонашвили, чьи идеи гуманной педагогики наряду с другими легли в основу программы, о том, что ребенок несет в себе «безграничную энергию духа». В процессе чтения книги, погружения в глубины текста и «вычерпывания» смысла ребенок постепенно становится духовно зорким читателем и человеком, поскольку это личностное качество переносится и в его жизнедеятельность. Мы с детьми читаем для жизни в современном мире.

Работа с детьми по чтению оказалась настолько захватывающе интересна, что на основе общения с ними появился своеобразный педагогический дневник. Проведешь очередное занятие и поскорее стараешься «ухватить миг за хвост», пока не улетучился живой трепет диалога с детьми. Страницы дневника пронизывает мотив удивления «безграничной энергии духа ребенка», его духовной зоркости и необыкновенным сторонам внутреннего мира. Все это проявляется в процессе вдумчивого, смыслового, глубинного чтения замечательной детской литературы.

Вот лишь некоторые педагогические «удивления», раскрывающие внутренний мир современного ребенка-читателя.

Удивление 1. Способность детей связывать прочитанное с жизнью.

В первой группе детей, обучающихся по программе «Читаем для жизни», был и мой младший сын Дима. На этапе послечтения стихотворения Ю. Мориц «Жила-была конфета» дети выполняли творческое задание по разработке идеи фантика для новой конфеты. Названия конфет были весьма оригинальны, но всеобщее удивление вызвала конфета семилетнего Димы «Педагог». На фантике красовался симпатичный и добродушный дядечка, прячущий улыбку в густой щеточке пушистых усов. Сын пояснил, что эту конфету он придумал накануне Дня учителя для всех мужчин-педагогов, которые работают с детьми, поскольку их очень мало. Вероятно, прототипом стал один из педагогов дополнительного образования детей.

Еще один ученик из первого выпуска – Сережа, вдохновленный творческим посылом рассказа А. Сидоренко «Режиссеры», целый месяц снимал видеоклип с таксой Арчи в неожиданных образах и ситуациях. Юный режиссер пояснил, что процесс затянулся из-за бережного отношения к любимой собаке, которую нельзя было принуждать к съемкам и заставлять делать то, что она не хочет. По клипу было заметно, что Арчи понравилось исключительно все, что попало в кадр.

Мама Коли поделилась, что ее сын летом пытался отыскать нору суслика, чтобы понять, как герой рассказа А. Медведской «Добытчик» во время Великой Отечественной войны хитрым способом выманивал сусликов из норок и вытапливал из них жир, чтобы спасти от голодной смерти свою мать, братьев и сестер и одинокого соседа – слепого старика.

Однажды, Карина и Маша попросили меня после занятия пройтись до старого нежилого деревянного дома, который находился на пересечении улиц Мальцева и Кирова (сейчас его уже нет), чтобы поделиться своими наблюдениями и открытиями. Мы долго бродили возле него, любовались деревянной резьбой, всматривались в окна, пытаясь угадать истории бывших жильцов. Карину особенно взволновала шевелящаяся на ветру голубая занавеска на окне. Ей хотелось верить, что здесь кто-то по-прежнему живет. Этот дом подружки открыли для себя после чтения «Сказки о старом доме» Н. Абрамцевой и сказки Г.Х. Андерсена «Старый дом».

Первоклассница Маша, приехав осенью в деревню, вдруг начала на прогулке читать наизусть объемное стихотворение из трех частей «Где трава высока» Леты Югай. Машина мама, очень внимательная к духовному миру своего ребенка, успела зафиксировать на аудиозапись этот важный момент поэтического восприятия мира. Дочка узнала в строках стихотворения свои летние чувства и переживания: «Где трава высока, где ромашка и сныть, хорошо отдыхать и уютно жить…» Нередко меня приятно удивляют не только дети-читатели, но и их родители.

Эти примеры показывают силу влияния печатного слова на современного ребенка. Слова, «присвоенные» читателем на уровне ума и сердца в процессе совместной творческой читательской деятельности, могут снова и снова переживаться им в реальной жизни.

Удивление 2. Личностное восприятие слова.

Воспитание духовно-зоркого читателя начинается с внимания к слову. Недавно на занятие в «Северную Фиваиду» пришла в гости моя бывшая ученица, нынче восьмиклассница, Настя и сказала детям о том, что всегда нужно размышлять над смыслом незнакомого слова потому, что качественное чтение начинается с внимания к значению слова. Нацеливая детей на более смелое освоение чтения как сложного и интересного вида деятельности, Настя поделилась своим опытом: чем больше читаешь и чем внимательнее относишься к слову, тем лучше будет получаться. На вопрос о полюбившихся книгах, она назвала рассказы Ю. Леднева «Муська» и В. Осеевой «Бабка». По ее признанию, последний она перечитывала несколько раз и всякий раз плакала. «Волшебное слово» В. Осеевой способно тронуть сердца и современных детей.

У некоторых детей-читателей проявляется природная чуткость к звучанию и значению слова. «А Вы знаете, что молчание может быть немым?» – делится со мной своим открытием второклассница Маша, которой я дала для ознакомления и использования в практике «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича. Маша пишет с дошкольного возраста и оформляет «книги», ведет рукописные журналы, делится на занятиях с нами своими новыми вещами. Даже взрослый может извлечь полезные смыслы из ее произведений. Например, в рассказе «Еж Январский» есть интересные наблюдения девочки о своем ощущении времени. Мысль о ценности времени и тех, кто рядом с тобой, – «можно потерять и ежа и время» – хочется взять на вооружение.

Иногда дети радуют осознанным и ответственным отношением к своему речевому поведению. Так, при обсуждении сказки Т. Андреевой «Волшебный сон Юрки Березкина из 6 б», в которой речь идет о проблеме сохранения чистоты русского языка, ученик Федя признался, что попросил друга «давать в ухо», когда из него вылетит скверное слово.

Нередко наблюдаешь, как талантливая книга пробуждает скрытые способности детей. Язык полноценных книг обладает особой, живительной энергией. Как-то на занятии, прогнозируя по названию содержание книги Леты Югай «Травник-разговорник деревни Рождество», Полина высказала интереснейшее предположение. По ее мнению, травник – это маленький человечек, который знает все о травах и может рассказать о них другим. Когда мы работали с текстами стихотворений из этой замечательной книги, Поля, описывая травы в своем любимом лесу, вдруг воскликнула: «Ой! У меня стихами говорится!»

Удивил интерес детей к проекту «Семицветная радуга бытования Слова», в рамках которого занятия вели специально подготовленные студенты направления обучения «Социальная работа». Слушая размышления детей о жизни слова в речевой практике на «черном» (сквернословие), «пустом», «теплом», «золотом» и прочих уровнях, поражаешься тонкости детских наблюдений и выводов.

Удивление 3. Роскошь общения с детьми-читателями.

Удивительно, что многие дети предпочитают иногда общаться со мной … шепотом. Причины могут быть разные: от элементарного стеснения до желания сохранить тайну творчества или интригу до поры до времени. Думается, такое коммуникативное поведение детей связано с особыми доверительными отношениями, которые складываются между нами в процессе обучения смысловому чтению.

 Одной из редкостных форм общения стали письма детей с искренними словами любви и благодарности. С легкой руки одной из учениц, которая принесла накануне майских праздников на занятие книгу Тима Собакина «Из переписки с коровой», дети заинтересовались письмами и решили написать письмо учителю на свободную тему. Первая ласточка – посылка от Нади. Свое послание в виде письма-самолетика девочка поместила в коробку из-под обуви, дно которой устлала листиками рябины, березы, клена и различными соцветиями. Ей хотелось по примеру коровы из книги Т. Собакина передать в письме запахи леса и травы, поэтому и понадобилась декорированная коробка.

Следующие письма в коробках были не менее оригинальны. Дети продумали мельчайшие детали, усиливающие коммуникативный эффект: аленький цветочек с сердечком, розоватая бумага на дне коробки, декоративная бабочка, лепестки и веточки каких-то засушенных растений, сова как символ мудрости, дырочка в коробке, в которую можно дунуть и загадать желание, наклеенные на листы бумаги и коробку стразы… В одном из писем были любопытные слова: «…я знаю, вы заслуживаете такое эппичное (орфография сохраняется – О.М.) письмо». Детская интуиция подсказала, что письмо, помещенное в особое пространство, несомненно, добавляет «эппичности».

Образная коммуникация с детьми не может не удивлять. Например, ассоциации детей с различными вещами приоткрывают дверцу во внутренний мир ребенка, впервые пришедшего на занятие по чтению. Вот некоторые ассоциации детей с камнями: Камень 1. Палец, карандаш, мел, палочка, маленький рулетик, обелиск и др. Камень 2. Яйцо динозавра, ежик, туго спеленатый ребеночек, матрешка, пирожок и др. Камень 3. НЛО, гора, облачко, указатель, нос моей собаки, корабль, торт и др. Камень 4 сердце черного моря, крыша, бумеранг, рога зверя, валенок и др.

Конечно, сразу обращаешь внимание на девочку, у которой возникла ассоциация духовного плана (обелиск), отмечаешь внимание ребенка к своему питомцу (нос моей собаки), открываешь полярность в восприятии одной и той же вещи разными детьми (тяжелая гора и легкое облачко).

Позже, когда мы обратимся к стихотворению А. Усачева «Если бросить камень вверх» или к притче В. Сухомлинского «Камень», детям поможет этот опыт всматривания в камень как нетривиальную вещь.

Неисчерпаемый источник удивления – образная коммуникация с детьми на основе их рисунков, раскрывающих смысл прочитанного произведения. Вот дети выполняют задание после работы с текстом терапевтического стихотворения Ю. Мориц «Очень помогает!». Они пытаются почувствовать характер «птицы своей души», на которую можно «подышать» в трудную минуту, чтобы успокоиться и прийти в равновесие. Неизменно наблюдаю очень серьезное и вдумчивое отношение детей к этой личностно значимой задаче и сам процесс рождения своего, оригинального образа птицы.

Один второклассник сообщает мне шепотом, что хочет нарисовать птицу своей души в виде попугая, но в процессе рисования, поразмыслив, останавливается на образе белого голубя. Снова шепотом делится, что голубем называет его бабушка. В конечном итоге у него появляется образ хищной птицы – коршуна с белым крылом. Мальчик, который, кстати, нередко выигрывает спортивные соревнования, пояснил, что этим его птица отличается от всех других.

Птица души девочки из ЦО «Созвучие» абстрактная: пышная, яркая, звучащая – с колокольчиками на каждом коготке. А вот другая птица души – нарисованная простым карандашом: на хрупкой ветке дерева сидит, смиренно сложив крылышки, маленькая невзрачная птичка. Другая птица души в образе соловья: автор слушала пение соловьев летом на даче.

Еще одна птица похожа на ребенка с огромной головой. Своя работа девочке явно не нравится, и постепенно у нее появляется образ фантазийной «радужной птицы», в которой есть разные цвета, означающие разные состояния души ребенка. Автор поясняет, что оранжевый цвет проявляется в птице «только по вторникам, когда есть кружки». Птица первоклассницы, издающая трели, нарисована на ярком, пылающем фоне, и сама птица яркая. «Моя душа свежая, доброжелательная», – пояснила девочка.

«Я вижу свою птицу по-другому: я вижу ее глазами сердца», – поясняет детям свой образ второклассница. «Эта птица бьется во мне, как будто радость или грусть. Моя птица – как будто сердце живет в моей душе». На вопрос о том, почему у птицы глаз изображен в виде многочисленных сердечек, девочка отвечает: «Я вижу друзей сердцем». Кто-то из детей, поняв, что каждое сердечко означает друга, интересуется: «Какое из сердец главное?». Ответ ребенка семи лет покоряет своей мудростью: «Все на первом. У меня нет пьедестала дружбы».

Участвовать в подобных диалогах с детьми-читателями – большая роскошь.

Удивление 4. Мировидение ребенка-читателя

На занятиях много внимания уделяется коммуникативному аспекту в организации читательской деятельности. Крайне важно прислушиваться к тому, что говорят дети, что их радует, волнует, тревожит. Нередко практикую интервью как способ получения обратной связи.

На вопрос одного из таких интервью – «Что тебе нравится на занятиях по программе «Читаем для жизни»? – Тимофей ответил: «Что занятия проводятся очень хорошо, и не стоят денег… Все дети хорошие. Мы занимаемся и  с м о т р и м  н а  м и р  п о-д р у г о м у (разрядка О. М.). Последнее в ответе рационально устроенного ученика не могло остаться незамеченным. Действительно, чтение по авторской программе «Читаем для жизни» имеет ярко выраженную социализирующую направленность – развивает диалоговое отношение к себе и миру, укрепляет социальные свойства и связи, усиливает взаимодействие человека с миром.

В мировидении моих учеников проявляется та самая духовная зоркость как личностное качество. Удивляет проявление самостоятельности и смелости 7-11 летних детей в принятии решения помогать людям с инвалидностью. Когда мы начали читать книгу Уйды «Нелло и Патраш» о судьбе бедного ребенка-сироты, мечтавшего стать художником, дети тут же провели параллель с недавно просмотренным документальным фильмом режиссера Марии Таранченко «Биография мудрости» и предложили встретиться с героем фильма с похожей судьбой Ромой Некипеловым и показать ему иллюстрации к повести. Рома, проживающий в ПНИ, с помощью воспитателя познакомился с книгой Уйды и проиллюстрировал добрую книгу, готовясь к встрече с ребятами.

После чтения книги О. Кульневской «Варежкина загадка» вместе с детьми было решено нарисовать в качестве новогоднего подарка варежки с фантазийным смысловым рисунком для поэтессы с инвалидностью, которая давно не выходит из дома. Дети смогли подобрать и написать на рукавичках «золотые» слова – очень верные и душевно ободряющие.

В читательской деятельности и около книжном общении очень ярко проявляется мировидение современных детей, отражающее сложные и проблемные стороны нашей жизни. Например, выполняя задание на тему «Что там, за окном?», одна из учениц изобразила в персонифицированном виде детские страхи – некого Момо, который «живет за гаражами». Но духовно зоркие читатели способны не только отличать добро от зла, но и находить в процессе размышления над книгами разумные способы взаимодействия с миром.

«Надо развивать в себе благожелательное, «понимающее» отношение к окружающему, и тогда станет легче», – зачитал как-то из эссе Д.С. Лихачева «Поезда» мой повзрослевший младший сын. Оказавшись в самоизоляции во время пандемии, вместе с ним мы выбрали для семейного чтения достойного и уважаемого собеседника. По очереди выбирали тему для ежедневного чтения и обсуждения какого-либо текста: «Образы раннего детства», «Да и нет», «Пушкин», «Честь и совесть», «Русский север» и т.д. Мы вели диалоги, иногда даже жаркие споры, извлекая важные личностные смыслы, которыми можно было поделиться и со своими учениками.

Авторская программа «Читаем для жизни» по воспитанию чтеца и читателя в современном мире, подтверждая свою актуальность и жизнеспособность в изменяемых условиях жизни, продолжается.