Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Доклад представлен в редакции автора

Черенкова И.В.,
Пироженко А.Н.

Дополнительные возможности развития интереса к чтению
у учащихся в медиатеке гимназии № 56.
Издательский проект «идем в библиотеку»

 

Сведения об авторах: Черенкова Инна Владимировна – руководитель медиатеки Гимназии № 56, учитель обществознания, Почетный работник общего образования РФ;

Пироженко Александра Николаевна – библиотекарь Гимназии № 56.

Аннотация

В статье говорится об актуальности объединения и развития сотрудничества медиатеки Гимназии № 56 с современными библиотечными пространствами Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: партнерские отношения, библиотечное сообщество, сотрудничество, генерирование, информационный лист, экскурсии, досуг, издательский проект.

 

Если желаешь жить мало-мальски человеческой жизнью
 и желаешь расширять, углублять, возвышать ее...
знакомься с книгами, с возможно большим числом их,
приобретай знания о них, об общем составе книжных богатств,
 какими может и должно пользоваться современное человечество...

Н. А. Рубакин

 

Величайшее сокровище – хорошая библиотека.

 Белинский В. Г.

 

Современная библиотека в наши дни превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями, центром общественной жизни, содержательным элементом социально-культурной инфраструктуры. Современные библиотеки становятся местом интересного досуга для молодежи. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки и городских библиотек, на наш взгляд, открывает новые возможности в решении актуальных задач, стоящих перед библиотечным сообществом, поскольку позволяет объединить кадровый и ресурсный потенциал данных учреждений.

За 30-летнюю историю нашего образовательного учреждения у гимназии сложились тесные партнерские отношения со многими библиотеками Санкт-Петербурга.

В списке наших постоянно посещаемых библиотек:

– центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина;

– юношеская библиотека им. А.П. Гайдара;

– библиотека им. Б.А. Лавренева;

– библиотека им. В.И. Ленина;

– Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина;

– детская библиотека истории и культуры Санкт-Петербурга;

– центральная детская библиотека Петроградского района;

– центральная районная библиотека им. Н. В. Гоголя;

– центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова.


Урок в библиотеке им. Б.А. Лавренева, 8В класс

Ученики 10А класса в юношеской библиотеке им. А.П. Гайдара

 

Мы дорожим этой дружбой, прислушиваемся к рекомендациям коллег городских библиотек. Мы регулярно информируем учителей и учеников гимназии о книжных новинках, новых поступлениях в фонды наших партнеров, рекомендуем записаться в районные библиотеки. Классные руководители приводят свои классы на занятия в городские библиотеки. Как всегда – это прекрасно подготовленные мероприятия, где наши гимназисты узнают много новой информации. Мы всегда находим живой интерес и готовность к сотрудничеству в лице специалистов из городских библиотек. Перспективным направлением сотрудничества, на наш взгляд, становится совместная разработка и реализация программ как на базе городских библиотек, куда мы приводим своих учащихся, так и с приглашением коллег на нашу площадку. Такое содружество обеспечивает генерирование новых интересных программ и возможность запустить уже имеющиеся в новом формате.

Постепенно наша взаимная дружба с городскими библиотеками выросла в проект «Идем в библиотеку». Что предшествовало возникновению идеи данного проекта?

Механизм информационного обмена между гимназией и нашими коллегами-партнерами сложился давно и представляет собой рассылку в начале года (полугодия) информационного листа о программах, разрабатываемых на базе районных библиотек. Данную информацию мы всегда распространяли среди коллег-предметников и классных руководителей, используя печатный вариант школьной серии «Классный руководитель». В информационном справочнике для классных руководителей две страницы отводились для публикации анонсов событий, присланных коллегами из городских библиотек.

Однако, со временем стало ясно, что данные информационные сообщения чаще всего содержат анонсы новых программ, информацию о событиях, связанных с юбилейными датами данного учебного года. При этом, коллективы городских библиотек обладают гораздо большим количеством программ, которые они могут предложить ученикам образовательных учреждений. Часть анонсов программ городские библиотеки публикуют на своих сайтах, однако анонсы этих программ бывают не полны, не структурированы по возрастам и предметным разделам. Наконец, педагоги-предметники и классные руководители не всегда располагают временем для длительного изучения ресурсов библиотек и порой нуждаются в рекомендациях от других коллег. К тому же, информационные листы с анонсами зачастую долго не сохраняются, и у педагогов нет представления обо всем спектре возможных форм сотрудничества с городскими библиотеками.

Следующим этапом сотрудничества стал проект «День библиотек». Тщательно изучив программы различных библиотек города, мы предложили нашим классам сходить на экскурсии в библиотеки, расположенные в разных районах Санкт-Петербурга. Нужно честно признаться, что эти экскурсии стали открытием не только для наших учеников, но и для их классных руководителей. Вот некоторые из этих библиотек: центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского, библиотека им. В.И. Ленина, центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, детская библиотека истории и культуры Петербурга, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, библиотека Гоголя, центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина, юношеская библиотека им. А.П. Гайдара, центральная районная детская библиотека, городская библиотека им. Б.А. Лавренева, информационно-досуговый центр М86, библиотека книжной графики, библиотека национальных литератур, Российская национальная библиотека, государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих. Большинство учеников о существовании специализированных библиотек даже не подозревали и меньше всего предполагали, что ресурсы этих библиотек могут быть для них интересны и полезны. Последние десятилетия для большинства современных семей события выходного дня зачастую сосредотачиваются вокруг торгово-развлекательных центров, поэтому одним из самых важных результатов проекта «Дня библиотек» мы считаем открытие нашими учениками нового образа городских библиотек. Они не предполагали, что может быть настолько интересно и разнообразно организован формат работы с читателями, которые регулярно посещают библиотеки в выходные дни – именно для проведения досуга.

В 2019 году коллективом медиатеки гимназии был задуман издательский проект «Идем в библиотеку». Проект представляет собой серию буклетов для классных руководителей Академической гимназии с описанием программ, мероприятий, проходящих на базе библиотек города. Каждый буклет посвящен одной библиотеке, содержит информацию о внутренних требованиях к посещению библиотеки, удобных маршрутах проезда, контактную информацию сотрудников библиотеки. Сотрудники медиатеки Академической гимназии, совместно с городскими библиотеками формируют тематическую программу для детей и взрослых (учащихся, педагогов, родителей), включающую в себя подробный перечень разработанных в данной библиотеке программ: игры, викторины, виртуальные экскурсии, квизбуки, квесты; краткое описание занятий, список мультимедийных лекций, обзоры книг и других ресурсов, которые могут использовать учителя-предметники и классные руководители в работе с классами. Так как разработку и публикацию самого буклета осуществляет школьная медиатека, то это позволяет вносить в него необходимые для школьной программы комментарии, дополнения, рекомендации в соответствии с воспитательным планом работы гимназии. Каждый классный руководитель получает буклеты по мере их разработки. В 2019 году в процесс сотрудничества по созданию таких брошюр вовлечены пять городских библиотек: ЦГДБ им. А.С. Пушкина, юношеская библиотека им. А.П. Гайдара, библиотека им. В.И. Ленина, библиотека им. Б.А. Лавренёва, ЦРДБ Петроградского района.

    

Брошюры «В помощь классному руководителю»

 

В справочнике для классных руководителей мы продолжаем публиковать анонсы о новых программах городских библиотек, запланированных в новом учебном году, и носящих временный характер (связанных с конкретной датой, событием). В конце года программы, которые проходят апробацию и включаются в состав традиционных, будут пополнять буклет, так как предполагается их публикация в электронном формате на сайте медиатеки.

В текущем учебном году запланировано продолжение серии буклетов, охватывающих современные библиотечные пространства Санкт-Петербурга.

Для того, чтобы всесторонне поддержать чтение детей, по нашему мнению, сегодня очень важно преодолеть межведомственные барьеры и объединить усилия всех специалистов, входящих в инфраструктуру детского чтения.

 

Литература

  1. Рубакин Николай Александрович: Хрестоматия/авт.-сост. В.А. Бородина, С.М. Бородин. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014.
  2. Тихомирова И.И. Уроки материнского чтения. Учебно-методическое пособие по реализации проекта РШБА «Читающая мама – читающая страна». М.: РШБА, 2019.
  3. Гимназия № 56 от А до Я. /Сборник. Под ред. Тенютиной Е.Д. – СПб.: Гимназия № 56, 2020.
  4. Государственная президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина – URL: https://www.prlib.ru/ (дата обращения 5.03.2021.)
  5. Российская национальная библиотека – URL: https://rusneb.ru/ (дата обращения 5.03.2021.)