ШКОЛА ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

кафедра детской и юношеской литературы

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ А. С. Пушкина

 

Основы информационной культуры

ПРОГРАММА

Сумина М.Ю., Кузнецова В.К.

Научный редактор:

профессор Позднякова Г.И.

Санкт-Петербург 1997

 

Программа награждена дипломом победителя в конкурсе педагогических достижений в номинации «Петербургский стандарт образования»(1997)

 

Вниманию специалистов предлагается авторская Программа предмета «Основы информационной культуры» для учащихся 1 - 7 классов. Программа, созданная в процессе совместной экспериментальной работы кафедры детской литературы Санкт-Петербургской Академии культуры, Центральной городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина и Международной школы Герценовского университета в 1994 - 1996 г.г., раскрывает цели, принципы, критерии и содержание развития информационной культуры детей и под ростков.

Особенностью Программы является развитие информационной культуры в контексте целенаправленного развития личности, её саморазвития и образования. Поэтому Программа предполагает длительный возрастной диапазон. Результативность педагогических воздействий, прогресс школьников по предмету»Основы информационной культуры» определяются, в конечном итоге, общим уровнем развития личности и достигнутым ею уровнем образованности.

Программа дает возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, т.к. предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей и подростков.

Содержательный макет Программы предусматривает развитие информационной культуры школьников в 1-7 классах, что обусловлено особенностями учебно-воспитательного процесса в Международной школе. Следует особо подчеркнуть, что возможны и другие возрастные и содержательные подходы. Данная Программа - явление открытое для творческого решения библиотекарем поставленных задач. Так, например, как приоритетные для сопровождения учебного процесса в Международной школе определены темы, раскрываемые на материале фонда отдела иностранной литературы на оригинальных языках народов мира. Понятно, что для школ, гимназий, лицеев с определенной специализацией, ведущими могут быть другие предметы и соответственно сопровождающие их темы: краеведение, естественнонаучные, экологические и другие.

Впервые предмет»Основы информационной культуры»включен в учебный план и получил статус обязательной дисциплины.

Содержательно предмет охватывает книговедческий, библиотековедческий и операционно-технологический аспекты, сопровождает базовый стандарт образования и обогащает его использованием потенциала культуры Санкт-Петербурга, уникальных книжных собраний и информационно-поисковой системы города.

В МШГУ программа прошла период первичной апробации (2 года).Учителя и библиотекари г. Санкт-Петербурга проявили интерес к программе, ее фрагменты внедряются в учебный процесс не только начальных, средних, но и старших классов. (средняя школа № 221 Кировского района(отзыв прилагается), средняя школа № 220 Центрального района, средняя школа № 553 Фрунзенского района, экспериментальная площадка - учебный комплекс активизации творческих задатков личности»Белогорье»- средняя школа № 555 Приморского района)

На основе программы осуществляется повышение квалификации школьных библиотекарей и учителей г. Санкт-Петербурга в лаборатории методологии и технологии Санкт-Петербургского Университета Педагогического Мастерства.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования,

моделирующего такие качества личности, которые влияют на её саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

Ведущей целью курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» является формирование и развитие информационной культуры школьника, как важнейшего компонента уровня образованности, стоящего в одном ряду с основными умениями, на которых строится образование: умение читать, писать и считать.

Как составная часть цикла «Технологии» предмет ориентирован на опережающее развитие ребенка и рассматривается в качестве необходимой основы для успешной подготовки и освоения обязательных предметов учебного плана.

Формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:

- отношения к информации;

- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

- устранять информационный дефицит;

- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

-способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;

- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.

Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности: грамотности (начальная школа), функциональной грамотности (неполная средняя школа), информированности и компетентности (средняя школа).

В данной Программе определены два блока». Основы информационной культуры» для начальной школы и»Основы информационной культуры» для 5-7(8) классов - для неполной средней школы. Возможен в дальнейшем и третий блок. Школа и библиотека рассматриваются как единая целостная педагогическая система в развитии информационной культуры учащихся, в решении познавательных задач и достижении детьми и подростками определенного уровня образованности. Программа каждого класса рассчитана на 30 часов. На отдельные темы учитель может планировать занятия от 1-го до 3-х часов.

Содержательно в программе представлены 3 раздела: книговедческий, библиотековедческий и операционно-технологический.

Книговедческий раздел ориентирует учащихся во всем многообразии типов и видов русской и зарубежной литературы и ее изданий в историческом и современном аспектах. Библиотековедческий ракурс позволяет сформировать взгляд на библиотеку как на информационную среду, информационно-поисковую систему, природосообразную личности ребенка и подростка, обеспечивающую открытый, оперативный доступ ко всему многообразию источников информации. Операционно-технологический раздел - синтетический по отношению к двум первым . Он образует связующее звено между учебной деятельностью учащегося и библиотекой, и направлен на решение конкретных познавательных задач, возникающих в учебной практике. Данные задачи решаются учащимися на основе использования методики информационно- библиографического поиска и оценки информации. Книговедческий, библиотековедческий и операционно-технологический разделы образуют стабильную часть двух блоков.

Подвижная часть состоит из конкретных тем, определенных в рамках данных разделов в соответствии с особенностями возрастного развития детей и подростков, а также специфики обязательных учебных программ конкретной школы.

Библиотека, обслуживающая детей и подростков до настоящего времени по отношению к образованию рассматривалась только как источник библиографической помощи учебному процессу. Развитие информационной культуры детей относилось в основном к компетенции детской библиотеки и осуществлялось в отрыве от учебной деятельности школьника, вне его индивидуального опыта в решении познавательных задач и удовлетворении личностных познавательных интересов.

Впервые в данной Программе предпринимается попытка включения информационных процессов в учебную деятельность учащегося.

В программе каждого класса сформулированы темы, сопровождающие учебный процесс и темы, ориентированные на опережающее развитие учащихся.

В начальной школе сопровождение учебной обязательной программы осуществляется:

- на материале фонда отдела иностранной литературы(в т.ч. учебной) на оригинальных языках народов мира: книги, периодическая печать, аудио-, видеоматериалы (предметы элитарного цикла - иностранные языки);

- с использованием изданий по фольклору и лучших изданий отечественной и зарубежной литературы(предмет - чтение);

- на основе изданий краеведческой литературы (предмет – «Мой Петербург»)

- на основе научно-познавательной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедических и справочных(предметы:«Мир вокруг нас», математика, основы экономической культуры). В результате изучения предмета в начальной школе учащийся должен:

- иметь общее представление об истории книги, уметь отличать книгу от других носителей информации, использовать знания о структуре и элементах книги в целях поиска информации, иметь представление о репертуаре художественной и научно- познавательной литературы для детей младшего возраста;

- ориентироваться в книжной и информационной среде детской библиотеки;

- уметь выстроить алгоритм поиска информации по энциклопедиям. справочникам и словарям для данного возраста, уметь оценивать и выбирать необходимую для ответа на поставленный вопрос информацию. Информационно-библиографическое сопровождение учебной программы для неполной средней школы осуществляется по следующим предметам: иностранные языки, литература, искусство написания сочинения, предметы социально- экономического и естественнонаучного циклов. По итогам неполной средней школы учащийся должен уметь:

- самостоятельно осуществлять поиск информации;

- оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности и солидности источника, а также целей ее поиска;

- библиографически грамотно оформлять классные и домашние задания;

- создавать и использовать персональные поисковые системы: каталог домашней библиотеки, простейшие ИПС на основе использования компьютера;

- уметь вести и поддерживать информационный диалог.

Контроль за уровнем освоения основ информационной культуры осуществляется по результатам творческих работ, выполненных учащимися как в рамках данного курса, так и по другим предметам школьной программы. (см. Приложения)

Программа ориентирована на сотрудничество учителя и библиотекаря является открытой для педагогических экспериментов, реализации межпредметных связей и образовательно-воспитательных программ.

 

ПЕРВЫЙ КЛАСС

1.ТЕМА: Дом на Большой Морской. Экскурсия в детскую библиотеку имени А.С. Пушкина, демонстрация фрагментов фильма.

2. ТЕМА: Откуда есть пошла книга. Общие представления об истории книги.

3.ТЕМА: Книга начинается с обложки. Первое знакомство со структурой книги.

4. ТЕМА: На сказочной планете. Лучшие сказки зарубежных писателей в изданиях для детей.

5. ТЕМА: Расскажи о сказке интересно. Устное аннотирование сказки.

6. ТЕМА: Самые умные книжки на свете , или разные секреты. Основные признаки научно-популярной литературы.

7. ТЕМА: Справочное бюро читателя. Простейший поиск информации по энциклопедии «ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?»

8. ТЕМА: Что нам читать? Первое знакомство с многотомным иллюстрированным тематическим каталогом - Ч Н Ч.

9. ТЕМА: Задушевное слово: Первые периодические издания для детей.

10. ТЕМА: «Я, журналист». Творческое задание в редакцию журнала» Миша»(завершающее 9 тему)

11.ТЕМА: «УЛЫБКА» - веселые стихи петербургских поэтов в новых детских журналах.

12.ТЕМА: Адреса - чудеса. Поиск информации петербургских адресов литературных героев.

ВТОРОЙ КЛАСС

1.ТЕМА: «На берегах Невы». Детские писатели в книжной культуре Санкт-Петербурга.

2. ТЕМА: Главная библиотека Санкт-Петербурга. Информация о РНБ, демонстрация слайдов.

3. ТЕМА: Тайна выцветших строк: рукописная книга. Основные сведения.

4. ТЕМА: Книга от доски до доски. Углубление знаний о структуре книги.

5.ТЕМА: Вхождение в книжное царство. Разнообразные типы и виды изданий.

6.ТЕМА: Литературная сказка в современных изданиях для детей.

7.ТЕМА: «Придумай сказку». Игра-конкурс со сказочными предметами, вырабатывающая навыки чтения и умение рассказывать.

8. ТЕМА: «Сколько каждый может знать?». Простейший репертуар научно-познавательных книг

 

ВТОРОЙ КЛАСС

1.ТЕМА: Справочное бюро читателя. Справочники для 2 класса.

2. ТЕМА: Твой первый каталог. Веселая игра на знание каталога и умение им пользоваться.

3. ТЕМА: Компьютер тебе поможет. Поиск и выбор информации.

4. ТЕМА: «Каждодневное чудо». Периодические издания для 2 класса

5.ТЕМА: «Купи и читай нашу газету»: Простейшая реклама. (завершающая тему 12)

 

ТРЕТИЙ КЛАСС

1. ТЕМА: Про друкаря Ивана, или изобретение книгопечатания. История появления печатной книги, роль изобретения.

2. ТЕМА: Кто рисует наши книги. Художники - иллюстраторы, отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной.

3. ТЕМА: Мир сказки в переводах и иллюстрациях для детей.

4. ТЕМА: Про тебя самого. Научно-познавательная книга по валеологии.

5. ТЕМА: Все обо всем. Научно-художественная книга о живой и неживой природе. (завершающая 4 тему)

6. ТЕМА: Библия вокруг нас. Знакомство с изданиями для детей.

7. ТЕМА: Алгоритм и поиск информации в системе справочных изданий. Игра.

8.ТЕМА: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Библиографическая рулетка .

9.ТЕМА: Твоя первая информина. Информационная викторина по сказкам.

10. ТЕМА: Мой Петербург в краеведческих изданиях для детей.

11. ТЕМА: Экскурсия в отдел иностранной литературы для детей.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

1. ТЕМА: Твоя домашняя библиотека. Информационные достоинства библиотеки.

2. ТЕМА: От былины до считалки. Русский народный фольклор. Поиск информации о быте, привычках, обрядах.

3. ТЕМА: «Русской речи государь по прозванию словарь». Самостоятельная работа с разными типами словарей и справочников.

4. ТЕМА: Самые древние легенды и сказания. Информация об истории человечества и её поиск.

5. ТЕМА: Мир без границ. Вокруг света с журналом. Заочное бюро путешествий.

6. ТЕМА: «Сорока на хвосте принесла ... информацию». Информина научно-популярной литературы.

7. ТЕМА: Занимательная библиография, или необычные уроки КНИЖА.

8. ТЕМА: Тайна, поиск, информация. Через игру к алгоритму поиска.

9. ТЕМА: Делаем книгу сами. Основные приемы работы с книгой.

10. ТЕМА: Информация - это... Веселая игра в залах библиотеки.

11. ТЕМА: «Петербургские дома словно старых книг тома...»Фактографическая информация в помощь урокам литературы и истории.

 

ПЯТЫЙ КЛАСС

1. ТЕМА: Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры.

2. ТЕМА: Библиотека Ивана Грозного. К истории древнерусских библиотек.

3. ТЕМА: Легенды и сказания народов мира: основные источники и их использование при подготовке к урокам истории.

4. ТЕМА: Познание продолжается. Выбор книги по справочно-библиографическому аппарату.

5. ТЕМА: Знакомство с различными видами и жанрами литературы и типами изданий: использование типовых признаков изданий в поиске информации.

6. ТЕМА: Следствие ведет - библиограф. Игра в литературный детектив в помощь к урокам литературы.

7. ТЕМА: Libri Lecendi. Книги, которые ждут. Составление простейшего библиографического списка.

8. ТЕМА: Библиотеки мира. (Англия, Франция, США) Слайд - показ.

9. ТЕМА: CHILDREN энциклопедия и другие справочники

10. ТЕМА: DORLING KINDERSLEY и другие детские издательства для детей.

11. ТЕМА: Справочный аппарат - информационный потенциал биб -лиотеки.

 

ШЕСТОЙ КЛАСС

1. ТЕМА: Библиотеки Античности и Возрождения. Фактографическая и библиографическая информация.

2. ТЕМА: Поэзия мифа и проза истории: герои и боги. Творческие задания по истории древнего мира.

3. ТЕМА: За страницами учебника, или по какому изданию лучше читать. Поиск информации в указателях естественно-научного цикла.

4. ТЕМА: Твоя «золотая библиотека». Лучшая классика для детей, составление оригинальной картотеки.

5.ТЕМА: Книги нашего детства: неизвестное об известном. Как искать фактографическую информацию.

6.ТЕМА: Великие книги народов мира: Библия – «универсальный справочник».

7. ТЕМА: КНИЖ и другие символы в библиотеке. Библиографическое ориентирование: знакомство со знаковой системой.

8. ТЕМА: Библиографический дайджест. Поиск и отбор информации по периодическим изданиям.

9. ТЕМА: «Остров сокровищ». Оригинальная иностранная литература для детей.

10. ТЕМА: Библиография - это поиск и открытие книги. Библиографическая форма информирования друга.

11. ТЕМА: Реклама книги. Особенности визуальной книжной информации. Создание закладки, рекламного проспекта или буклета.

 

СЕДЬМОЙ КЛАСС

1. ТЕМА: Свет и тьма двенадцати столетий. Библиотеки средневековья.

2. ТЕМА: Библия - память веков , или ключ знаниям.

3. ТЕМА: Тайна Ипокрены, или о том как рождаются литературные шедевры.

4. ТЕМА: Загадки старых переплетов. История книги в контексте эпохи.

5. ТЕМА: Отбор и анализ информации по различным источникам.

6. ТЕМА: Литература, не заданная в школе. Методы самостоятельной работы с книгой.

7. ТЕМА: Поэты пушкинского круга. Библиографическая и фактографическая информация.

8. ТЕМА:«Я пишу сочинение». Поиск, анализ и оценка информации.

9. ТЕМА: Информационно-поисковая система в библиотеке: традиционная и перспективная.

10. ТЕМА: Метаинформация в библиотеке. Пиктограммы и другие символы, помогающие искать, отбирать и использовать информацию.

11. ТЕМА: Виртуальная библиотека - библиотека будущего.

 

Основы информационной культуры

Программа факультатива для учащихся 8 - 11 классов

Настоящая программа факультатива органически связана с программой обучения учащихся 1 - 7 класса и составляет совокупный информационно- образовательный комплекс, а также быть использована как программа самостоятельного курса.

Основные требования:

- учащиеся должны знать основные этапы развития книгоиздательского дела;

- историю библиотек и крупнейших книжных коллекций мира;

- знать поисковые информационные и библиотечные системы;

- уметь самостоятельно выстроить алгоритм поиска информации;

-уметь использовать информационные знания при подготовке к занятиям;

- уметь аргументировано вести информационный диалог.

Основные базовые темы факультатива

1. История книги - история цивилизации

Античные библиотеки

Древнерусские книги

Либерия Ивана Грозного

Библиотеки древней Руси

На родине Гутенберга

Библиотеки, завещанные нации

Знаменитые библиофилы

Книжный Петербург

2. Библиотека в системе базовых знаний

Гуманитарный цикл

Естественно-научный цикл

Справочно-энциклопедический цикл

3. Типы , виды и характеристика изданий

Научно-познавательная книга

Издания художественных книг

Информационные книги (DORLING KINDERSLEY, РОСМЭН и др.)

Иностранные издания на языках оригинала оригинала

4. Информационная и книжная среда в библиотеке

Библиографическое ориентирование

Стендовая информация

Справочное бюро читателя

Выставка-обучающая игра

5. Электронные системы в библиотеке

Электронные базы данных

Мультимедиа

INTERNET

6. Петербург и петербургская культура в изданиях

Краеведческие издания для учащихся

Петербургская энциклопедия от А до Я

Пушкиниана

7. Методы самостоятельного поиска и отбора информации

Информина - обучающая игра

Библиографический дайджест

Отбор и анализ информаци по различным источникам

Методы самостоятельной работы с книгой

 

ЛИТЕРАТУРА:

Алиферова Л.И., Руфанова С.Н. Формирование информационной культуры детей и юношества: рольновых компьютерных технологий в библиотеке. // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 4-я Междунар. конф.»Крым 97». - Судак,1997. - С. 427-430.

Библиотечная система крупного города: состояние и перспективы развития/Т.М.Алексеева, М.М.Боголюбова, О.М. Зусьман и др.; под ред. В.А.Минкиной. - Спб.: Политехника, 1993. - 143 с.

Бубекина Н.В. завтра будет поздно: (О пробл. организации информ. пространства в дет. б-ках) // Библиография.- 1996.- № 3.- С. 36 -43.

Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. - М. - Мол.: гвардия, 1988.- 303 с.

Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 255 с.

Гордукалова Г.Ф. Документальный поток социальной тематики как объект библиографической деятельности: Учеб. пособие. - Л.: ЛГИК, 1990. - 108 с.

Гордукалова Г.Ф.Проблемы рекламирования библиографической продукции// Интенсификация использования библиографических ресурсов: Сб.науч. тр./ ЛГИК им.Н.К.Крупской. -Л,1989. -Вып.127.- С.133-140

Дети и подростки в мире книжной культуры: Сб. науч. трудов/РГБ. - М.: РГБ, 1993.- 123с.

Детская библиотека: Традиции. Духовность. Возрождение: (Сб. статей. метод. рек. ведущих специалистов дет. б-к Ленингр. обл.).- Спб, 1993.- 104 с.

Калюта В.В., Таюрская Г.М. Основы ББЗ - студентам-историкам .// Библиография. - 1996. - №2. - С.27.

Краснова Е.С. Фокусированные среды делового чтения учащихся: региональный аспект//Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 3-я Междунар. конф.»Крым 96». - Фарос- Ялта,1996. - С.228-232

Максимова Н.М. Краеведческая библиографическая рулетка: (О библиогр. играх как способе пропаганды библ.- библиогр. знаний) // Библиогрфия. - 1996.- № 4.- С. 58-60.

Моргенштерн И.Г. Информационное общество. // Современное библиотечно-информационное образование. Учебные тетради. Вып. 1. Спб, 1996.

Моргенштерн И.Г., уткин В.Г., Занимательная библиография. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Кн. палата, 1987.-255 с.

Полозова Т.Д. Педагогика сотворчества и рекомендательная библиография// Библиография. - 1995. - №1. - С.11 - 15.

Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков// Библиография. - 1994. - №1. -С.11 - 16

Стрелкова Е.В., Третьякова Т.Н. Информационные технологии и спецификма проблемно-ориентированных баз данных в детской библиотеке. // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 3-я Междунар. конф.»Крым 96». - Фарос- Ялта,1996. - С. 240-244.

Сумина М.Ю., Кузнецова В.К. Информационная Среда в детской библиотеке // Библиография.- 1993.-№5.- С.24 -32.

Суслина Е.Г., Армадеров Г.Р. Кем быть?// Библиография. - 1994. - №1. - С.34 -39.

Тихомирова И.И. Жизнь сердца и разума: Психология чтения.// Библиотека.- 1997.- №1.- С.50 - 53.

Томашева Е.Н. О стратегии в педагогике и о многом другом // Библиография. - 1996. - №6 . - С.46 - 55.

Томашева Е.Н. Феномен культуры (Игровые материалы в документальном потоке и их место в работе детской библиотеки) // Библиография.- 1997. - № 3.- С. 77-87.


Приложения

В данном приложении представлены примерные варианты контрольных работ по выборочным темам.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 2: Откуда есть пошла книга. 1 класс.

Цель: Определить уровень владения учащимися общими представлениями об истории книги.

варианты творческого задания

1. Если бы ты был первопечатником, какую книгу ты напечатал бы первой и почему? (письменная работа)

2. Как люди сохраняли информацию до изобретения книгопечатания?

(выполнить рисунок)

 

Тема 3: Книга начинается с обложки. 1 класс

Цель: Закрепление знания элементов книги.

вариант игры-викторины

1. О чем рассказала обложка? (оглавление, иллюстрация, предисловие)

2. Игра в словарик

О - обложка, оглавление

П - предисловие

С - суперобложка, содержание

Т - титульный лист

Ф - форзац, фронтиспис

 

Тема 7: Справочное бюро читателя. 1 класс

Цель: Закрепление алгоритма поиска информации по справочникам и отработка навыка простейшего библиографического описания книги (автор, заглавие).

вариант творческой работы

Составь словарик имен героев сказок

А - Алиса , Б - Буратино, В - Винни-Пух.....

Составь краткую запись книги, взяв имя героя из словарика.

Пример: Толстой А. - Золотой ключик или приключение Буратино

 

Тема 3: Тайна выцветших строк. 2 класс.

Цель: Проверить знания истории происхождения рукописной книги

1.Назови материалы, из которых делали первые книги (заполни клеточки)

2. Что ты знаешь о папирусе

3.Как появилась»красная строка»?

4.Какие виды письма древних людей ты знаешь?

5. Нарисуй»говорящее письмо»древних людей.

 

Тема 5: Вхождение в книжное царство. 2 класс

Цель: Проверить знания типов и жанров изданий научно-познавательной книги

вариант проверочной работы

1. Что такое»научно-познавательная книга»? Вспомни как это название можно сократить.

2. К научно-познавательной книге относятся (подчеркни правильный ответ)

Сказки, стихи, книги о животных, книги о технике, книги о спорте

 

Темы 1, 2. Библиотеки России. Библиотека Ивана Грозного. 5 класс.

Цель: Проверить знания истории библиотек и выявить умение использовать фактографическую информацию при подготовке к урока м.

варианты контрольных вопросов

1. Какие библиотеки древней Руси ты знаешь?

2. Как хранили книги в древних библиотеках?

3. Кто был создателем первой библиотеки на Руси?

4. Что ты знаешь о судьбе Либерии Ивана Грозного?

 

Тема 11. Справочный аппарат - информационный потенциал библиотеки. 5 класс.

Цель: Закрепить алгоритм поиска в СБА библиотеки и проверить умение составлять библиографическое описание (автор, заглавие, выходные данные книги).

вариант проверочной работы

1. Какая информация хранится в справочном аппарате библиотеки?

2. Какие каталоги и картотеки ты знаешь?

3. Уточни с помощью справочного аппарата, кто автор сказки»Необыкновенные приключения Карика и Вали»?

4. Составь список книг о собаках, используя аппарат библиотеки?

 

Тема 9. Dorling Kindersley и другие издательства для детей. 5 класс.

Цель: Проверить знание источников и умение использовать фактографическую играфическую информацию

варианты задания

1.Какие наглядные словари ты знаешь? Как расположен в них материал.

2.Какие книги серии Dorling Kindersley ты знаешь?

3. Какая информация из предложенных на уроке книг серии Dorling Kindersley -(Человек, Чудесные сечения, Растения) может быть использована на уроке?

4. Нарисуй известные тебе источники информации.

 

Тема 2. Поэзия мифа и проза истории: герои и боги. 6 класс

Цель: Проверить знание историко-литературных источников и умение в них ориентироваться

варианты вопросов

1.Сказка, миф, легенда , что их объединяет?

2. Каких греческих героев ты знаешь?

3. Назови известные тебе издания легенд и мифов разных народов?

 

Тема 4. Загадки старых переплетов. История книги в контексте эпохи. 7 класс.

Цель: Проверить умение использовать художественную информацию при подготовке к урокам истории и литературы.

варианты вопросов

1. Назови семь рыцарских добродетелей.?

2.Что служит знаком рыцарского полномочия?

3.Переносное значение слова»рыцарь»?

4.Какие пять цветов использовали при составлении рыцарских гербов?

5. Кто из русских царей носил звание Великого Магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского?

 

Информина»Соседи по планете»2 класс. Итоговое занятие.

Цель: Проверка умений и навыков пользования энциклопедическими, справочными и периодическими изданиями, справочно-библиографическим аппаратом и фондом библиотеки.

Занятие проводится в базовой библиотеке, в которой обеспечивается доступ учащихся к каталогам и картотекам, к фонду энциклопедических, справочных и периодических изданий, организуются выставки книг энциклопедического содержания. Например: выставка книг»Соседи по планете»(могут быть использованы любые издания)

Акимушкин И. Жил-был бобр.

Акимушкин И. Жил-был медведь.

Акимушкин И. Жил-был волк.

Акимушкин И. Жила-была белка.

Дмитриев Ю. Кто в лесу живет, что в лесу растет.

Почемучка .

Сладков Н. Под шапкой невидимкой.

 

По форме проведения информина - это игра-викторина, где школьники соревнуются в поиске информации и отвечают на вопросы, используя различные источники информации.

I. Варианты вопросов по СБА

1. Из какой русской народной сказки эти персонажи? (рисунки животных)

(Лиса и журавль) Как найти сведения в картотеке, словаре, энциклопедии .

2. Назовите собак, которые помогают сказочным героям?

Варианты ответов:

Тотошка (В. Волков - Волшебник изумрудного города)

Артемон (А. Толстой - Буратино)

Булька (Н. Носов - Приключения Незнайки)

Шарик (Э. Успенский - Дядя Федор, Пес и Кот)

3. Как узнать есть ли в библиотеке эти книжки?

Вариант ответа: Алфавитный каталог, каталог заглавий.

4. В какой энциклопедии можно получить информацию о собаках?

Вариант ответа: Соседи по планете: домашние животные

5. Какие книжки о животных ты читаешь?

Напиши автора и название этой книжки

Расскажи кратко о этой книжке (составь аннотацию)

II. Варианты вопросов по справочно-энциклопедическим изданиям

1. Бывают ли крылья у медведицы?

(Да, если медведица - бабочка)

2.Какой адмирал живет в лесу?

(адмирал - бабочка)

Источник: Источник: Почемучка,М.:1993, с. 216.

3. Чей девиз: хочешь жить отдай хвост? (ящерица)

Источник: Почемучка,М.:1993, с. 216.

4. Назови:«профессии»хвостов животных

(мухобойка, обогреватель, оружие, рука, язык)

Источник: Почемучка, М.: 1993, с. 214

5. Назови «профессии» носов у рыб

(рыба-молот, рыба -меч, рыба-пила)

Источник: Почемучка. М.: 1993, с. 133.

Творческое задание: Информация через рисунок

Чтение отрывка из научно-познавательной книги, учащиеся графически изображают информацию.

Графически раскрыть слово»информация»

 

Подведение итогов.

Примерный отбор терминов и понятий по программе 1 - 7 классов

Автор документа (книги)

Алгоритм

Аннотация

Архив

База данных

Банк информационный

Библиотека

Выставка

Газета

Глоссарий

Диалог

Дисплей

Доклад

Документ

Достоверность

Журнал

Заголовок

Запрос

Изменение

Информатика

Информация

Источник информации

Картотека

Классификация

Ключевое слово

Книга

Код

Компьютер

Культура информационная

Машиночитаемый документ

Микрофиша

Музей

Наука

Новизна

Носитель информации

Обмен информационный

Обучение

Общество информационное

Память

Первоисточник

Периодическая печать

Плакат

Поиск

Почта электронная

Программа

Публикация

Радио

Редактор

Реклама

Ресурсы

Реферат

Связь

Сеть

Система

Словарь

Сообщение

Статья

Тезаурус

Тезисы

Текст

Телевидение

Тираж

Точность

Усвоение

Фонд информационный

Хранение

Ценность

Цифровой язык

Эра информационная

Язык