Чтение как фактор развития образного мышления
и творческих способностей учащихся
(на примере ежегодного городского конкурса сочинений ко Дню Культуры в Санкт-Петербурге)
Гуманистическая направленность педагогической деятельности, по мнению современных ученых-педагогов, становится ведущей для всей педагогической системы в России, определяет профессиональную компетентность педагога. По убеждению академика РАО Ш.А.Амонашвили, смысл педагогической деятельности заключается в том, «чтобы помочь ребенку раскрыться и понять себя, для самого себя и для окружающих его людей, для человечества»1. Это гуманистическое начало всецело находит свое отражение в культуре.
Исходя из рериховской культурологической концепции, где человек предстает как носитель активного высокодуховного, творческого начала, движущего космическую эволюцию, и где категории красоты отводится центральное место2, можно успешно решать в самой жизни задачи духовно-нравственного воспитания личности, которые указаны в нормативных документах образования (ФГОС второго поколения).
Среди множества способов, расширяющих возможности развития творческих способностей учащихся, хорошо зарекомендовали себя многолетней практикой конкурсы творческих работ, проводимые к школьному празднику Дня Культуры, который отмечается 15 апреля, в день подписания международного Договора по защите культурных ценностей – Пакта Рериха. Целью этого праздника, который ежегодно организуется в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, является объединение людей, взрослых и школьников, творческих личностей и организаций, в деле защиты культурных ценностей, основанное на их осознании и понимании их значимости для всего человечества. Среди таких ценностей, являющихся духовным достоянием человечества, являются книга и чтение.
Традиционно к этому весеннему празднику организуются конкурсы творческих работ с тем, чтобы учащиеся могли свободно выразить свою мысль по предлагаемым темам, в соответствии с девизом, который каждый год предлагается для проведения праздника. Делается это не только с целью внесения разнообразия, но и для освещения различных граней многосложных явлений культуры, что позволяет по-особому взглянуть на процессы культурного строительства в их единстве и взаимосвязи.
Написанию конкурсных сочинений предшествует большая работа педагогов в этом направлении, когда сознание школьников постепенно подготавливается к восприятию и пониманию явлений культуры в истинном ее значении. Темы, которые в качестве девиза предлагаются оргкомитетом для проведения праздника, тщательно подбираются – так, чтобы в каждой содержался образ, желательный для обсуждения с учащимися. В разные годы это были девизы: «Мир через Культуру»; «Книга – символ культуры и образованности»; «Человек будущего – человек нравственный»; «Осознание Красоты преобразит жизнь»; «Путь Культуры лежит через сердце»; «Совершенство – цель земных путей»; «Земля в мерцании космических миров»; «Родина в сиянии подвига и красоты».
Для творческих работ предлагаются соответствующие темы, сформулированные в тезисной форме: «Преобразится мир под знаком Красоты»; «Сердечность – кратчайший путь к человечности»; «Добро есть лучшая политика»; «Только по делам познается человек»; «Чужого горя не бывает»; «О красоте человеческих взаимоотношений»; «В труде на пользу общую основа мирной жизни»; «Человек, будь человечнее!» и многие другие.
Как показывает практика, темы, предлагаемые ко Дню Культуры, активизируют образное мышление учащихся: ребята легко входят в тему и присылают на конкурс эссе, стихотворения, притчи, рассказы, сказки и даже пьесы.
По отзывам, как педагогов, так и ученых, конкурс творческих работ по темам культуры стимулирует процесс привлечения школьников к чтению разнообразной литературы.
В рецензиях ученых из РГПУ им.А.И. Герцена и академии постдипломного педагогического образования на сборники творческих работ отмечается, что темы сочинений задают высокую смысловую доминанту и способствуют творчеству. «Ученические работы отличает прекрасное владение письменной речью, образность и нестандартность литературного языка, полет творческой фантазии. Всё это делает собранные материалы весьма ценными, подчеркивая значение публикации школьных сочинений, фактически формально закрепляя факт общественного признания значимости мнений подростков»3.
«Осознание детьми культуры чрезвычайно важно. Но еще более важно – воплотить свои размышления о культуре в творческий продукт, тем самым создавая новые явления культуры, ценные как для самого человека, сотворившего их, так и для окружающих. Метод проведения Дней Культуры имеет большую воспитательную ценность, он позволяет детям приобрести опыт культуротворчества, столь необходимый каждому человеку. Вдохновленный творческим заданием ребенок целенаправленно совершает поступок по дороге Культуры, по пути восхождения, устремления к высоким идеалам. Задумываясь о роли Культуры в жизни людей, определяя для себя ее координаты, человек сам совершенствует себя»4.
Высоко оценивают идею конкурса, посвященного культуре, и выражают благодарность его организаторам «за привлечение детей к обсуждению важных вопросов современности, за приобщение их к великому делу служения культуре, за возможность познакомиться с трудами великих гуманистов» многократные участники этого конкурса – учителя русского языка и литературы, библиотекари, педагоги дополнительного образования5. Среди них: Г.В.Тараканова, Делиева Е.А. (школа № 634), Г.Б. Андрейчук, Е.В. Жеренкова (школа № 326), Е.А. Матвеева (школа № 10), С.И. Вицен (школа № 240), Е.А. Тюпенкина (лицей № 410), Головина Н.И. (школа № 23), Рагузина Л.А. (школа № 1) и др. По их отзывам, именно стимул к чтению является результатом той задаваемой высоты, той высокой планки сознания, которая и подобает культуре и которую предлагается учащимся преодолеть для победы в конкурсе.
Важно отметить, что чтение как процесс, развивающий воображение, недостаточно изучен и нуждается в дальнейших научных разработках. Проблема чтения состоит, кроме прочего, и в том, что читательская деятельность – это труд, и немалый; это, по-видимому, стало одной из причин, почему истинных любителей чтения не так много. Это труд по преобразованию человеком самого себя. И как всякий труд, он требует и знаний, и умений. Подходя к исследованию этой темы более углубленно, можно убедиться, что читать, вдумываясь, – как это и полагается делать, – умеют вовсе не многие.
Чтение качественной, познавательной литературы, текстов высокого художественного уровня способствует вырабатыванию правильного воображения, без которого нет развития мысли, духовного совершенствования. Известно, что в процессе развития и обучения роль воображения весьма значительна. Эту особую значимость подчеркивал в своих трудах выдающийся ученый-психолог С.Л.Рубинштейн: «Воображение как мысленное преобразование действительности в образной форме может быть тесно связано с изменением действительности, с её практическим, действенным преобразованием»6.
Образ в образовании, в развитии личности, формировании культуры мысли и чувств, играет важнейшую роль. В классической психологии при анализе процесса восприятия отдается должное работе чувств и значению образа: «мысль, заострённая чувством, глубже проникает в свой предмет»7; образ, интеллектуализуясь, более адекватно отражает значение мысли. Эту связь также подчеркивал всемирно известный ученый, философ, поэт, художник А.Л. Чижевский: «Образы оказывают безусловную помощь научному познанию»8.
Без воображения нет творчества. Без правильного воображения невозможно познание мира. В этом его главная особенность и его значение.
Необходимо помнить, что образы имеют свойство воплощаться в реальной жизни, поэтому так важно научиться и научить прекрасно воображать, красиво мыслить, поскольку безобразные порождения приносят неисчислимый вред. Со времен Платона известна истина: в воспитании, образовании необходимо направлять «ум от преходящего и низменного к устойчивому и высокому»9, – иначе говоря, к культуре. Известно также выражение Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте».
Поэтому в образовании, при составлении методических материалов важно верно ставить вопрос, проблему, название темы – ориентировать мысль и воображение в правильном направлении. Формулировка вопросов и тем с провокационной целью такого рода, как: «Нужны ли нам культурные ценности?» для обсуждения с детьми не приведут к нужным результатам.
Участники конкурса 2015 года «Мир через Культуру» – юные миротворцы, пишут в своих творческих работах о важнейших человеческих качествах, которые можно воспитать в себе через чтение.
«Книги учат нас бороться со злом и несправедливостью, … заставляют нас быть неравнодушными» (Ирина Иванова, 10 класс, школа № 5).
«Увлекаясь интересным романом или читая серьёзные научные труды, мы можем оценить и принять взгляды автора. Даже не соглашаясь к чьим-то мнением, мы учимся относиться к нему с уважением … Мы учимся понимать мир через эти книги. Чем больше мы узнаём, тем терпимее мы становимся к другим народам…» (Марина Мицкевич, 7 класс, школа № 555).
«Человечности люди во многом учатся на литературных произведениях, в которых слышится призыв: "Человек, будь человечнее!"» (Георгий Смирнов, 6 класс, школа № 643)
И в заключение, как итог вышесказанного, нельзя не привести пример замечательного школьного сочинения, написанного в поэтической форме, где есть также и слова о значении книг и чтения: «Ведь если Симонова человек прочёл /или Твардовского, то ни за что на свете/ войны он не допустит произвол /и не допустит, чтоб рыдали дети»:
ПРЕОБРАЗИТСЯ МИР ПОД ЗНАКОМ КРАСОТЫ
Великое созданье – человек –