Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Чтение детей и взрослых:

учебный, научный и научно-популярный тексты

В Санкт-Петербурге 25-26 апреля 2013 года прошла международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: учебный, научный и научно-популярный тексты». Ее организаторами являются Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

С приветственными словами к участникам конференции обратились А.С. Горшков, первый проректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее СПб АППО), профессор, доктор педагогических наук и Н.И. Ильина, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. На пленарном заседании выступили ведущие ученые России и зарубежья.

 

Круг обсуждаемых вопросов:

• развитие концептуальных подходов к повышению роли книги в образовательной и досуговой деятельности детей и  взрослых;

• роль  учебных, научных и научно-популярных текстов в развитии читательской культуры участников процесса непрерывного образования;

• усиление внимания к качеству чтения учебных, научных и научно-популярных текстов, разработка критериев оценки качества чтения в науке и читательской практике;

• роль чтения учебных, научных и научно-популярных текстов в кругу семьи;

• особенности работы с электронными образовательными ресурсами для развития интереса к чтению;

• специфика деятельности библиотекаря как педагога и андрагога по использованию учебных, научных и научно-популярных текстов в работе с учителями и родителями;

• повышение профессиональной  компетентности педагогов в вопросах детского и юношеского чтения и достижения качества чтения учащихся;

• проектирование программ, проектов поддержки и развития чтения для образовательных учреждений и самообразования;

• социально-педагогическая поддержка  чтения: международный опыт; 

• определение специфики и приоритетов чтения учебных, научных и научно-популярных текстов в городе и области, а также определенных групп читателей;

• определение способов позитивного  влияния  учебных, научных и научно-популярных текстов на развитие  личности детей и взрослых  и их опытно-экспериментальная проверка.

 

В конференции приняли участие 244 специалиста, в том числе из  зарубежных стран Эстонии, Белоруси, Казахстана. В работе секций приняли участие ученые, ведущие специалисты в образовательной, библиотечной, издательской деятельности из республик Саха (Якутия), г.Якутск, Татарстан, г. Нижнекамск, городов: Москва, Вологда, Череповец (Вологодская область), Челябинск, Мурманск, Ревда (Свердловская область), Великие Луки (Псковская область), Кировск, Гатчина (Ленинградская область), Архангельск,  Северодвинск (Архангельская область), Сургут, Рыбинск, с. Моша Архангельской области,  Няндомского района и др.  

           

В своем докладе Е.И. Казакова, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук отметила, что глобальный мир, в котором мы сейчас живём, меняется с такой скоростью, что самым главным умением для успешного человека становится способность работать с информацией, с текстом в самом широком понимании этого слова. Происходит смена отношений. Образование не является центрированным и линейным. Отсутствие интеграции – признак плохого качества. Наука – открытие, приключение, радость. Сложные истины можно излагать простым языком. Возрождение естественно-научного образования требует возврата к хорошим приключенческим книгам, экспедициям, экспериментам. Е.С. Романичева, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ подчеркнула, что в процессе перехода на новые ФГОСы подход к учебному чтению стал меняться. Статус учебного приобретает текст, проектируемый, создаваемый, трансформируемый, приспосабливаемый, анализируемый, комментируемый с образовательными целями различными сторонами учебного процесса. Работа с учебным текстом должна ориентировать учащихся на работу с другими источниками, в первую очередь с научно-популярными и научными текстами, а также приобщать к чтению. О.Г.Ивановская, докторант СПб АППО, ГБОУ СОШ № 544Московского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук представила серьезное исследование «Учебник глазами учителя и ученика». Оно проводилось под научным руководством Т.Г. Браже , профессора кафедры социального образования СПб АППО, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки РФ и при участии Е.Л.Абрамовой, заместителя директора по ВР высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 544 Московского района Санкт-Петербурга, учителя истории высшей квалификационной категории. Проведённое ими анкетирование в одной из школ города (принимали участие 164 учащихся и 11 учителей 5 – 11 классов) выявило, что учащиеся в гораздо большей степени, чем учителя, озабочены содержанием и оформлением современных учебников. М.А.Черняк , профессор Российского государственного университета им. А.И.Герцена, доктор педагогических наук обратила внимание на роль литературного критика как посредника между читателем и писателем. Триада «писатель – критик – читатель» остается необходимой составляющей для любого нормального и полнокровного литературного процесса. Критика называют идеальным посредником, прокладывающим пути к постижению современной культуры и строящим мосты, связывающие писателя и читателя. Нужно помнить и о том, что критика в России всегда была неотъемлемой и равноправной составляющей не только литературного процесса, она существенно влияла на движение общественной мысли, претендовала на статус «философии современности». Т.Г.Галактионова, профессор, доцент Российского государственного университета им. А.И.Герцена, член Международной ассоциации чтения, доктор педагогических наук рассказала о проекте "Успешное чтение" как стратегическом приоритете Петербургской школы в реализации новых ФГОС. З.И. Боранбаева, доцент кафедры "Языковых дисциплин" Международной Академии Бизнеса, кандидат педагогических наук (Алматы – Казахстан) отметила, что «чтение было и остается не только главным источником образовательного процесса в разных его сферах, но и источником саморазвития личности, причем не только в детстве, как иногда полагают, но и в зрелые годы». О.Р. Старовойтова , доцент кафедры библиотековедения и теории чтения СПб ГУКИ, кандидат педагогических наук показала возможности электронных образовательных ресурсов как инструмента развития интереса к чтению. О.В.Токарь, доцент кафедры редакционно-издательских технологий Белорусского государственного технологического университета (г. Минск), кандидат технических наук представила результаты исследования об электронных изданиях в учебной деятельности белорусских школьников и студентов. Развитие информационных технологий определило появление электронных учебных изданий. Однако зачастую за кадром остаются вопросы о том, как сами учащиеся относятся к электронным учебным изданиям. Л.Рождественская, образовательный технолог TKVG, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, Эстония, сертифицированный учитель Google сделала акцент на то, что несколько лет назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска готовых сценариев и материалов к уроку, то теперь ясно обозначилась еще одна устойчивая тенденции развития образовательного Интернета: разработка учителями собственных ресурсов, создание цифровых учебных объектов и обмен ими. Безусловно, этому способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов. Т.И. Полякова, заведующая информационно-библиотечным центром СПб АППО, кандидат педагогических наук в своем выступлении «Подготовка учащихся к самостоятельной информационно-познавательной деятельности для успешного освоения учебных программ» подчеркнула, что современная библиотека играет ведущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов, является залогом высоких показателей успеваемости независимо от социально-экономического и образовательного уровня учащихся и их родителей, признаками чего являются более глубокое изучение предметов, улучшение грамотности и рост читательского уровня.

 

В работе секций приняли участие ученые, ведущие специалисты в образовательной, библиотечной, издательской деятельности из республик Саха (Якутия), г.Якутск, Татарстан, г. Нижнекамск, городов: Москва, Вологда, Череповец (Вологодская область), Челябинск, Мурманск, Ревда (Свердловская область), Великие Луки (Псковская область), Кировск, Гатчина (Ленинградская область),Архангельск, Северодвинск (Архангельская область), Сургут, Рыбинск, с. Моша Архангельской области, Няндомского района и др. С большим успехом прошел мастер-класс Н.М. Свириной, профессора, заведующего кафедрой педагогики Института специальной педагогики и психологии, доктора педагогических наук «Определение способов позитивного влияния учебных, научных и научно-популярных текстов на развитие личности детей и взрослых и их опытно-экспериментальная проверка».

При подведении итогов первого дня конференции на Открытой трибуне участники конференции подчеркнули, что все должны уделить особое внимание важной роли книги в сохранении и приумножении культуры каждого государства. Ведь книга – это лучший помощник в наших общих усилиях по защите и обогащению культурного наследия человечества. Надо знать книгу. Надо любить и верить в нее. Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку работать при помощи книги.

          

Второй день конференции проходил в Центральном выставочном зале Манеж (Исаакиевская пл., д.1). На конференции выступили издатели, писатели, представители книготорговых фирм. Участники посетили Мероприятия VIII международной специализированной выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон». По результатам конференции будет выпущен сборник статей. Подробная информация о конференции представлена в программе.

Конференции
Конференция - 2023
Программа
Материалы конференции
Конференция - 2022
Программа
Материалы конференции
Фотоотчет
Пост-релиз
Конференция - 2021
Программа
Стендовые доклады
Пострелиз с фотоотчетом
Презентации докладов
Конференция - 2020
Программа
Пленарное заседание
Секции офф-лайн
Круглый стол
Площадки видеоконференции
Конференция - 2019
Программа
Видео-доклады, презентации к докладам
Фотоотчет
Итоги конкурса библиотек
Конференция - 2018
Программа конференции
Обзор конференции - 2018
Презентации к докладам
Итоги конкурса библиотек
Сборник докладов
Конференция - 2017
Программа - конференции 2017
Обзор конференции - 2017
Фотоотчет
Презентации к докладам
Конференция - 2016
Программа конференции - 2016
Обзор конференции - 2016
Итоги и победители конкурсов
Конференция - 2015
Программа - конференции 2015
Обзор конференции - 2015
Торжественное награждение
Фото конференции 2015
Доклады
Конференция - 2014
Программа конференции - 2014
Обзор конференции - 2014
Конференция - 2013
Программа конференции - 2013
Обзор конференции - 2013
Конференция - 2012
Программа конференции - 2012
Обзор конференции - 2012
Конференция - 2011
Программа конференции - 2011
Обзор конференции - 2011
Конференция - 2010
Программа конференции - 2010