Международная научно-практическая конференция
«Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности»
В рамках Программы поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге 21- 22 апреля 2011 года состоялась международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Ее организаторами стали Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования при поддержке
Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена,
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Русской школьной библиотечной ассоциации,
Санкт-Петербургского отделения русской ассоциации чтения,
Санкт-Петербургского психологического общества
(Научная секция "Психология и педагогика чтения»), Центральной государственной детской библиотеки им. А.С. Пушкина, приуроченная
к Всемирному дню книги и авторского права. Девиз конференции «Читайте книги, получайте удовольствие от чтения и станете духовно богатыми!»
Цели проведения конференции:
- совершенствование национальной программы поддержки и развития чтения, конкретизация ее на региональном уровне, использование программы в целях достижения единства социокультурного пространства петербургских читателей;
- привлечение общественного внимания к проблемам мотивации чтения и необходимости обеспечения доступности информации о книгах для детей и взрослых.
В конференции приняли участие педагоги, библиотекари, психологи, научные работники, родители, писатели, издатели, представители книготорговых структур из республик Германии, Эстонии, Беларусь, Дагестана, России (Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Архангельск, Кандалакша, Киров, Мурманск, Псков, Таганрог, Тамбов, Тульская область, Сургут).
Участники конференции обсуждали вопросы:
• развитие концептуальных подходов к повышению роли книги в образовательной и досуговой деятельности детей и взрослых;
• усиление внимания к качеству чтения детей и взрослых, разработка критериев оценки качества чтения в науке и читательской практике;
• роль чтения в кругу семьи;
• использование электронных ресурсов в развитии интереса к чтению;
• библиотекарь как педагог и андрагог в работе с учителями и родителями;
• повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах детского и юношеского чтения и достижения качества чтения учащихся;
• проектирование программ поддержки и развития чтения для образовательного учреждения;
• социально-педагогическая поддержка чтения: международный опыт;
• определение специфики и приоритетов чтения в городе и области, а также определенных групп читателей.
Во многих выступлениях прозвучала мысль, что сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, обществу необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше. Система образования слишком медленно приспосабливается к стремительным изменениям в обществе. Развитие новых информационных технологий повышает значимость чтения и расширяет понятие грамотности. Сегодня невозможно представить грамотного человека, который получает информацию только из печатной книги и не имеет представления о книге электронной, который не умеет осуществить поиск в Интернете и не способен составить текст электронного письма. В школе же детей целенаправленно этому не учат. Недостаточно внимания уделяют и формированию умений критически оценивать и отбирать нужную информацию, решать проблемы, думать над поставленной задачей и адекватно воспринимать жизненно важные сведения. Не в полной мере осознается и тот факт, что поколение, сформировавшееся под воздействием экранной или клиповой культуры, сильно отличается от предыдущих поколений. Современный школьник чаще сталкивается с информацией, которая обрушивается на него в более привлекательной форме, чем словесная. В подобной ситуации наши действующие учебники вряд ли могут усилить мотивацию чтения у учащихся.
В докладах участников конференции была отмечена положительная тенденция прихода учителя в Интернет, который все увереннее осваивает новые веб-инструменты и становится разработчиком собственного образовательного контента. Учителя приводят за собой и своих учеников. Отдельное место в образовательном Интернете занимают блоги и блогосфера. Блоги рассматриваются их авторами как дополнительный педагогический инструмент и как среда для взаимодействия. Учебные блоги позволяют выявить самое важное преимущество нового инструмента – возможность его использования для решения задач формирования навыков чтения и письма.
В последние годы профессиональное сообщество все отчетливее осознает тот факт, что невозможно заниматься проблемой чтения детей и проблемой чтения взрослых, не соотнося их друг с другом. Не бывает у нечитающих родителей читающих детей. И какие бы титанические усилия не прикладывали школы и библиотеки, приобщая детей к чтению, они во многом пропадут втуне, если не будут поддержаны семьей.
Участники конференции пришли к следующим выводам:
• детские и школьные библиотеки – это эффективный ресурс для привлечения детей к чтению, который пока слабо используется государством. При этом инвестиции в детство сравнительно невелики, а отдача от них может быть весьма значительна.
• сложную задачу воспитания юного читателя нужно решать библиотекарям в тесной кооперации с педагогами и родителями. Нынешний талантливый читатель – продукт совместных усилий семьи, школы и библиотеки.
• только организуя встречное «движение» детского и взрослого чтения, можно воспитать Читателя.
Международная конференция проходила в дни работы петербургского Книжного салона «Время читать», поэтому во второй день участники конференции побывали в ЛЕНЭКСПО, познакомились с книжной выставкой, с всероссийским образовательным проектом «Успешное чтение» и посетили Президентскую библиотеку.