Особенности формирования информационной культуры учащихся
в общеобразовательных учреждениях
Т.И. Полякова
зав. информационно-библиотечным центром
СПб гос. университета пед. мастерства
Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированной в школьные годы, намечают приоритеты в его общественной и частной жизни. Понятие «культурный человек» тесно связано с объектом и качеством информации о природных и социальных законах. Чем активнее использует человек полученные в процессе собственного образования знания, тем актуальнее содержание этих знаний для окружающих, тем выше оценивается уровень его общей культуры. В то же время само содержание информации о человеке и мире, ее объем создает определенные трудности в их освоении и интерпретации. Само понятие «информация» обладает свойством как духовного, так и материального мира человека. Это особенно важно для понимания сущности информационного общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, а с другой служит основным средством межличностных отношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека и его материальное бытие.
Пока старшее поколение с опаской приглядывается к новым информационным средствам, неотвратимо проникающим в повседневность, их дети и внуки быстро осваиваются в этой действительности. Герои книг и видеофильмов, партнеры по связи через Интернет расширили круг их наставников и друзей. Средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением, а информационная культура выступает одним из основных компонентов его социального благополучия. Современные исследования («Российские подростки в информационном обществе», Цымбаленко С.Б.) показывают, что типичный подросток живет настоящим, ему сегодня и хочется скорее стать взрослым, самостоятельным, но интерес к настоящему у подростков специфичен. Им важно знать, прежде всего, о себе и о своих друзьях, о подростковом социуме и его субкультуре – не только знать, но сделать эту субкультуру своей.
Задача организаций, средств массовой коммуникации заключается в том, чтобы обеспечить защиту прав каждого ребенка, подростка на получение полной, достоверной качественной информации, необходимой для полноценного становления и развития, создать условия для активного участия самих подростков в принятии решений, для правильной переработки и усвоения информации.
Формирование информационной культуры начинается в школе. Существуют разные пути формирования. Наиболее эффективный – чтение, так как это одна из сфер деятельности, в которой не только формируются, но и реализуются ценностные ориентации подростков. Современные исследования («Учительская газета» №37-40 за 1992 год, «Как подростки проводят свободное время») показывают, что чтение не популярно среди учащихся. Очевидно, что нужно пересмотреть содержание диалога о книге и чтении, так как возникла новая культурная и социальная реальность: пришло новое поколение читателей, появился новый тип нечитателя. Чтение как деятельность осуществляется в системе новых приоритетов творческой, социальной, коммуникативной активности личности в информационном обществе. Поэтому и возникает необходимость введения в содержание образовательных программ основ информационной грамотности – совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявить и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, образовательное и практическое значение. Общеобразовательные программы также преследуют цель развития общей культуры личности, адаптацию человека к жизни в обществе. Поэтому они, безусловно, реализуют задачи формирования информационной культуры как составной части общей косвенным путем. В федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта задачи формирования информационной культуры прослеживаются только в требованиях, предъявляемых к образовательной системе «Информатика»: прочное, осознанное владение основами знания о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрытия значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли современных информационных технологий в развитии общества. Реализация подобных требований позволяет заложить фундамент, на основе которого можно формировать информационную культуру школьника.
А возможно ли формирование информационной культуры в процессе преподавания, дисциплины «Информационная культура личности» и каково будет ее наполнение? Как отмечает Н.Б.Зиновьева, формирование информационной культуры – проблема комплексная и многоаспектная, включающая методы ее реализации, разработанные в рамках различных исторически сформировавшихся институтов. Поэтому воспроизвести все грани информационной культуры в пределах одной дисциплины, механически перенеся методы, созданные в недрах библиотек, архивов, музеев, медиа-центров и т.д. вряд ли возможно. Курс «Информационная культура личности» должен заложить основы информационного мировоззрения, вооружить ребенка методологией и методикой работы с информацией, преподать ему азы философии информационного общества, помочь органично влиться в культуру этого общества и стать его полноправным членом.
Вопрос о наполнении дисциплины «Информационная культура личности» сложен. Информационная культура активно содействует развитию эвристических способностей личности, поскольку предполагает овладение методами отбора, использования и анализа информации. Человек, свободно оперирующий этими методами, может без каких-либо затруднений построить модель процесса решения любой задачи, связанной с информацией. Сама же информационная культура предстает как система интеллектуальных операций, осуществляемых в процессе поиска необходимых ему сведений. При этом основными задействованными методами являются информационный и библиографический. Они ориентируют человека в мире документов и в то же время служат познанию механизма взаимодействия его и информации. Школьник в процессе изучения дисциплины «Информационная культура» должен овладеть логической цепочкой поиска и преобразования информации, что возможно только при применении этих двух методов в качестве основополагающих. Отсюда – необходимость включения в курс «Информационная культура личности» библиотековедения и библиографии наряду с основами информатики.
Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности, и, в конечном счете, формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:
– отношения к информации;
– личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
– умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
– устранять информационный дефицит;
– способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному, способности создавать и использовать персональные поисковые системы, способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника, стремления к библиографическому общению.
Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей. Исследование «Социальный портрет молодого читателя», проведенного в 1998 году в Волгограде, показало, что многообразие форм организации учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи, академии, университеты), введение в оборот широких пластов литературы, новые учебные дисциплины формируют иные информационные потребности учащихся и педагогов. Учитель должен обладать дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельного поиска информации, изучать передовой педагогический опыт, чему будет способствовать библиотекарь, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе. Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы:
• презентации выставок по темам;
• интеграционные научные конференции;
• обзоры;
• лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства.
Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей.
Библиотека же в свою очередь принимает активное участие в этом процессе. Проводятся дни семейной информации, тематические консультации. Создаются родительские лектории, организуются семинары по формированию информационной культуры у детей и т.п.
Отсюда можно сделать вывод, что хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых(библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: формирование традиций современного семейного чтения»
Санкт-Петербург – 2024
Электронный дайджест лучших практик работы информационно-библиотечных центров Санкт-Петербурга, 2023
«Читающая мама – читающая школа – читающая страна»
при поддержке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, 28 ноября 2023 года
Подробнее...
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы». 27 ноября 2023 г. Москва
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.
Доклад «Аксиология современного чтения». Видео.
Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета.
Доклад «Чтение в школьном образовании: шаг вперед, два шага назад». Видео.
ИТОГИ
финального этапа Регионального конкурса школьных информационно-библиотечных центров
«Информационно-библиотечный центр – инновационная модель библиотеки образовательного учреждения»
Подробнее...ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Библиотека образовательного учреждения 21 века – традиционные и инновационные пути развития»
Подробнее...
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики»
Санкт-Петербург, СПб АППО, 20-21 апреля 2023 г.
29 марта в рамках Петербургского образовательного форума 2023 года состоялась региональная научно-практическая конференция:
«Информационно-библиотечный центр как точка трансформации образовательного учреждения»
Электронный каталог библиотеки
СПб АППО
Уважаемые коллеги!
Предлагаем воспользоваться электронным каталогом библиотеки для круглосуточного дистанционного индивидуального доступа к педагогической информации.