Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Об этико-эстетических основах формирования

педагогической культуры

Уварова Лариса Ивановна,

 педагог-психолог, преподаватель этики,

методист Информационно-библиотечного центра СПб ГУПМ

Кризисные явления, охватившие общество, сводятся в конечном итоге, как показывают исследования, к кризису мировоззрения людей. Игнорирование знаний о духовной основе развития общества и человека, его связи с космическими законами жизни привело человечество к многочисленным неизбежным катастрофам.

Анализируя нынешнее положение в обществе, в образовании, встревоженные ученые отмечают тенденцию наступления псевдокультуры, индивидуализма, бездушного прагматизма(1). Это проявляется на всех уровнях государственной власти. Такое положение общества заставляет, в первую очередь, обратить внимание на вопросы воспитания, лежащие в основе тех острых проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже веков.

Великий педагог Я.А.Коменский считал важнейшими принципами педагогики изучение законов духовной жизни, согласование с ними всех педагогических воздействий.

Нынешним цивилизованным обществом упускается из виду, что на протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса о единстве сущего и должного(2). Положения этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что связано с космическим характером существования самого человека, как это отмечалось в восточной и античной философии. Понятие должного существовало везде и всегда как основа, фундамент жизни, и свобода, которую установило для себя «цивилизованное» человечество от нравственных, духовных законов бытия давно уже переступила границы дозволенного, перешла в распущенность, что пошатнуло опору, нарушило равновесие, прекратило поступательное развитие общества. Все это заставляет серьезным образом обратиться к Основам жизни, глубоко вникая и пересматривая свое отношение к привычным понятиям: долгу, чести, совести, достоинству, составляющих этическую основу человеческого бытия.

Остро стоящие перед обществом проблемы нравственности тесно связаны с проблемами образования. Установлено, что само по себе накопление знаний еще не гарантирует овладения научным, передовым мировоззрением. Приходится говорить о невежественности образованного человека, которая в сочетании с безнравственностью особенно опасна. Но как остановить деградацию общества? По убеждению академика Д.С. Лихачева, лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности – спокойно противопоставить ей духовность, культуру.

«Истинно, спасение в культуре», утверждал Н.К.Рерих. Великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светоносное значение культуры, обращая наше внимание на этимологию этого слова, что значительно углубляет взгляд на привычное понятие культуры и одновременно конкретизирует его. Если «культ» есть почитание, поклонение, а корень «ур» означает огонь, свет, то уже само слово Культура предполагает творческое горение, поклонение свету Знания и Красоты, писал он. Культура есть синтез Познавательного и Прекрасного, и радуга этого синтеза даст продвижение. Такой подход не позволит разрастись псевдокультуре, подтачивающей сами этические основы жизни, тому суррогату, который зовется массовой культурой. Как отмечают культурологи, именно в рамках ее жанров, таких как детектив, вестерн, мелодрама, комикс создаются упрощенные, примитивные «версии жизни»(3). Все это стимулирует потребительское сознание у зрителя, слушателя, читателя, формирует особый тип обывателя, человека с мещанской психологией, живущего сугубо личными интересами, далекого от понимания Культуры и Общего блага.

Культура умолкает там, где сердце немо, гласит мудрость. Сердце – средоточие человеческих чувств, и без культуры сердца как без культуры чувств нет и самой культуры. Кроме того, чтобы успешно преподавать, давать знания, необходимо говорить с собеседником по его сознанию, а для этого надо обладать таким бесценным качеством, как сердечность.

О значении развития чувств, об их приоритете по отношению к воспитанию ума, о необходимости развития чувства Прекрасного говорилось еще в древние времена. Не учащий сына своего художеству, готовит из него грабителя на большой дороге, предупреждали мудрые. Изучение закона есть благородное дело, если оно соединяется с каким-либо искусством, всякое же занятие, не сопровожденное художеством, ни к чему не приводит(4).

Учить художеству – значит воспитывать у ребенка хороший вкус, чувство и понимание изящного, красивого. И это является самым насущным принципом жизни. Развитие чуткости и чутье к Прекрасному станут духовной защитой и ориентиром молодому человеку в сложном, изменчивом мире, окружающем его, в обществе, переживающем жестокий кризис цивилизации.

Этическое переплетаясь с эстетическим, отражается в триединой формуле, на которой строятся принципы педагогики: Добро-Истина-Красота. Взаимосвязь этих понятий сегодня воспринимается как аксиома, ибо со времен Платона людям известно, что Красота – категория не только эстетическая, но и нравственная. Стало крылатым выражение: Красота спасет мир. Но сама по себе Красота не может спасти – необходимо ее осознание. Уберечь молодое поколение от увлечения внешней, бессодержательной красотой, рассчитанной на эффект, дать понятие духовного содержания Красоты – вот благородная и прекрасная задача педагога.

Необходимо помнить, что истинное понимание красоты выступает и как предпосылка объективных, истинных знаний. Принцип Красоты – один из древнейших методологических принципов познания. Это интуитивно очевидный компонент культуры, к которому обращается ученый, исследователь в своей специально-научной деятельности(5). В нем содержится идея тесной взаимосвязи бытия человека и того явления, которое он анализирует, идея представления Красоты через выполнение требования соразмерности, порядка, ритма, простоты, истинности, а также полноты выражения гармонии. Это дает основание многим ученым говорить о художественно-образном восприятии как одном из типов восприятия научных проблем.

Осуществляя обучение и воспитание на принципах Красоты (что можно при желании делать на каждом уроке и в любом учебном предмете), духовно возделывая сады Культуры, педагог воспитывает чувства и мысли не только в детях, но и в себе. Воспитания без самовоспитания не бывает, утверждал Л.Н. Толстой.

Процесс самосовершенствования – это процесс развития культуры чувств и мышления, что становится началом формирования самой педагогической культуры. Слагаемые этой культуры многочисленны. Помимо уровня развития профессиональных знаний, а также степени развитости психологических качеств эмоционально-волевой сферы, в нее на правах определяющего компонента входит мировоззренческий аспект, в котором главенствующее положение занимает мысль, вернее, работа над мыслью.

По словам В.И. Вернадского, мысль выдвигается вперед, как важная и глубокая основа слагающегося нового научного мировоззрения(6). Суть его отражается в учении о ноосфере, сфере разума, для которой характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления. Учение оказало огромное влияние на гуманистическую, культурную парадигму, явилось серьезной, глубокой теоретической основой роста сознания человечества в целом(7), и поэтому каждый, кто считает себя приобщенным к Культуре, не вправе игнорировать эти знания.

Воспитывать, культивировать мысль, осознать значение красоты мысли – все это породит прекрасные действия и преобразит жизнь. Культура мысли («венец человеческого существования»(8))и культура чувств – понятие взаимосвязанные. «Проблемы, не решенные на уровне совести, не могут быть решены и логически», считают ученые.

Содействовать развитию культуры чувств и мышления призвано искусство, которое служит возвышению сознания человечества. Давно установлено, что человек возвышается, приближаясь к Прекрасному. Однако, эта древняя истина до сих пор не достаточно осознана. «Эстетическое наслаждение наше должно расшириться, чтобы вместить искусство во всей ее полноте. Все музы должны быть призваны к участию»(10). Нельзя забывать, что именно музы, способствуя воспитанию чувств, развивают и мышление. Не случайно, «муза» означает «мыслящая», а матерью муз была богиня памяти.

Нашим современникам необходимо осознать взаимосвязь и единство науки, искусства и этических учений. Открыть для нас этот спасительный одухотворяющий синтез Познавательного и Прекрасного помогает постижение истинного понимания и значения Культуры.

Если наука, гордая своими достижениями, не помогает найти человечность, а искусство не повышает сознания – значит, в мире неблагополучно.

(Из творческого наследия Рерихов).

В этих мудрых словах в полной мере отражается положение дел в духовной сфере общества и одновременно указывается на пути преодоления сложившегося кризиса.

 

________________________________

1. Человек и образование в современной России: Социол. очерки: Сб. статей / Под ред. Л.А. Вербицкой и др.– СПб: Изд-во СПб гос. ун-та, 1998. – с. 3-9.

2. Большая Советская Энциклопедия. Т. 3. – М., 1978, с. 291.

3. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997, с. 254.

4. Н.К. Рерих. О Вечном, М., Политиздат, 1991, с. 80.

5. С.В. Котина. Проблемная ситуация и принцип Красоты в науке. Автореф. дисс... д-ра фил. наук. М., 1992.

6. В.И. Вернадский. Начало и вечность жизни. – М., 1989. – с.108.

7. Культурология. XXI век. Энциклопедия. Т. 1, с. 114.

8. Е.И. Рерих. Письма. 1.3.29.

9. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997, с. 219.

10. Е.И. Рерих. Письма. 10.09.38.

 

 

 

Информационно-библиотечный центр предоставляет

персональный и корпоративный удаленный доступ для преподавателей и студентов к самым надежным информационным ресурсам:

             

              
        ООО «ИВИС»   

 

 


 

Межрегиональная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: формирование традиций современного семейного чтения»
Санкт-Петербург – 2024

Программа конференции

Пост-релиз

Материалы конференции


 

Электронный дайджест лучших практик работы информационно-библиотечных центров Санкт-Петербурга, 2023

Подробнее

 


 

«Читающая мама – читающая школа – читающая страна»

при поддержке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, 28 ноября 2023 года

 

Подробнее...
 

VII Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы». 27 ноября 2023 г. Москва 

Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета. 
Доклад «Аксиология современного чтения». Видео.

Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета.
Доклад «Чтение в школьном образовании: шаг вперед, два шага назад». Видео.

 

ИТОГИ

финального этапа Регионального конкурса школьных информационно-библиотечных центров

«Информационно-библиотечный центр – инновационная модель библиотеки образовательного учреждения»

Подробнее...
 

ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Библиотека образовательного учреждения 21 века – традиционные и инновационные пути развития»

 

Подробнее...

 


 

Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики»

Санкт-Петербург, СПб АППО, 20-21 апреля 2023 г.

ПРОГРАММА

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

 


 

29 марта  в рамках Петербургского образовательного форума 2023 года состоялась  региональная научно-практическая конференция:

«Информационно-библиотечный центр как  точка трансформации образовательного учреждения»

  

Программа конференции

Доклады

ПОСТ-РЕЛИЗ


 

Электронный каталог библиотеки
СПб АППО

Уважаемые коллеги!
Предлагаем воспользоваться электронным каталогом библиотеки для круглосуточного дистанционного индивидуального доступа к педагогической информации.

Подробнее

 

Конференции
Конференция - 2024
Программа
Пост-релиз
Материалы конференции
Конференция - 2023
Программа
Материалы конференции
Конференция - 2022
Программа
Материалы конференции
Фотоотчет
Пост-релиз
Конференция - 2021
Программа
Стендовые доклады
Пострелиз с фотоотчетом
Презентации докладов
Конференция - 2020
Программа
Пленарное заседание
Секции офф-лайн
Круглый стол
Площадки видеоконференции
Конференция - 2019
Программа
Видео-доклады, презентации к докладам
Фотоотчет
Итоги конкурса библиотек
Конференция - 2018
Программа конференции
Обзор конференции - 2018
Презентации к докладам
Итоги конкурса библиотек
Сборник докладов
Конференция - 2017
Программа - конференции 2017
Обзор конференции - 2017
Фотоотчет
Презентации к докладам
Конференция - 2016
Программа конференции - 2016
Обзор конференции - 2016
Итоги и победители конкурсов
Конференция - 2015
Программа - конференции 2015
Обзор конференции - 2015
Торжественное награждение
Фото конференции 2015
Доклады
Конференция - 2014
Программа конференции - 2014
Обзор конференции - 2014
Конференция - 2013
Программа конференции - 2013
Обзор конференции - 2013
Конференция - 2012
Программа конференции - 2012
Обзор конференции - 2012
Конференция - 2011
Программа конференции - 2011
Обзор конференции - 2011
Конференция - 2010
Программа конференции - 2010

Деятельность