Основы информационной культуры
Программа факультатива для учащихся 8 - 11 классов
Настоящая программа факультатива органически связана с программой обучения учащихся 1 - 7 класса и составляет совокупный информационно- образовательный комплекс, а также быть использована как программа самостоятельного курса.
Основные требования:
- учащиеся должны знать основные этапы развития книгоиздательского дела;
- историю библиотек и крупнейших книжных коллекций мира;
- знать поисковые информационные и библиотечные системы;
- уметь самостоятельно выстроить алгоритм поиска информации;
-уметь использовать информационные знания при подготовке к занятиям;
- уметь аргументировано вести информационный диалог.
Основные базовые темы факультатива
1. История книги - история цивилизации
Античные библиотеки
Древнерусские книги
Либерия Ивана Грозного
Библиотеки древней Руси
На родине Гутенберга
Библиотеки, завещанные нации
Знаменитые библиофилы
Книжный Петербург
2. Библиотека в системе базовых знаний
Гуманитарный цикл
Естественно-научный цикл
Справочно-энциклопедический цикл
3. Типы , виды и характеристика изданий
Научно-познавательная книга
Издания художественных книг
Информационные книги (DORLING KINDERSLEY, РОСМЭН и др.)
Иностранные издания на языках оригинала оригинала
4. Информационная и книжная среда в библиотеке
Библиографическое ориентирование
Стендовая информация
Справочное бюро читателя
Выставка-обучающая игра
5. Электронные системы в библиотеке
Электронные базы данных
Мультимедиа
INTERNET
6. Петербург и петербургская культура в изданиях
Краеведческие издания для учащихся
Петербургская энциклопедия от А до Я
Пушкиниана
7. Методы самостоятельного поиска и отбора информации
Информина - обучающая игра
Библиографический дайджест
Отбор и анализ информаци по различным источникам
Методы самостоятельной работы с книгой
ЛИТЕРАТУРА:
Алиферова Л.И., Руфанова С.Н. Формирование информационной культуры детей и юношества: рольновых компьютерных технологий в библиотеке. // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 4-я Междунар. конф.»Крым 97». - Судак,1997. - С. 427-430.
Библиотечная система крупного города: состояние и перспективы развития/Т.М.Алексеева, М.М.Боголюбова, О.М. Зусьман и др.; под ред. В.А.Минкиной. - Спб.: Политехника, 1993. - 143 с.
Бубекина Н.В. завтра будет поздно: (О пробл. организации информ. пространства в дет. б-ках) // Библиография.- 1996.- № 3.- С. 36 -43.
Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. - М. - Мол.: гвардия, 1988.- 303 с.
Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 255 с.
Гордукалова Г.Ф. Документальный поток социальной тематики как объект библиографической деятельности: Учеб. пособие. - Л.: ЛГИК, 1990. - 108 с.
Гордукалова Г.Ф.Проблемы рекламирования библиографической продукции// Интенсификация использования библиографических ресурсов: Сб.науч. тр./ ЛГИК им.Н.К.Крупской. -Л,1989. -Вып.127.- С.133-140
Дети и подростки в мире книжной культуры: Сб. науч. трудов/РГБ. - М.: РГБ, 1993.- 123с.
Детская библиотека: Традиции. Духовность. Возрождение: (Сб. статей. метод. рек. ведущих специалистов дет. б-к Ленингр. обл.).- Спб, 1993.- 104 с.
Калюта В.В., Таюрская Г.М. Основы ББЗ - студентам-историкам .// Библиография. - 1996. - №2. - С.27.
Краснова Е.С. Фокусированные среды делового чтения учащихся: региональный аспект//Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 3-я Междунар. конф.»Крым 96». - Фарос- Ялта,1996. - С.228-232
Максимова Н.М. Краеведческая библиографическая рулетка: (О библиогр. играх как способе пропаганды библ.- библиогр. знаний) // Библиогрфия. - 1996.- № 4.- С. 58-60.
Моргенштерн И.Г. Информационное общество. // Современное библиотечно-информационное образование. Учебные тетради. Вып. 1. Спб, 1996.
Моргенштерн И.Г., уткин В.Г., Занимательная библиография. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Кн. палата, 1987.-255 с.
Полозова Т.Д. Педагогика сотворчества и рекомендательная библиография// Библиография. - 1995. - №1. - С.11 - 15.
Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков// Библиография. - 1994. - №1. -С.11 - 16
Стрелкова Е.В., Третьякова Т.Н. Информационные технологии и спецификма проблемно-ориентированных баз данных в детской библиотеке. // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: 3-я Междунар. конф.»Крым 96». - Фарос- Ялта,1996. - С. 240-244.
Сумина М.Ю., Кузнецова В.К. Информационная Среда в детской библиотеке // Библиография.- 1993.-№5.- С.24 -32.
Суслина Е.Г., Армадеров Г.Р. Кем быть?// Библиография. - 1994. - №1. - С.34 -39.
Тихомирова И.И. Жизнь сердца и разума: Психология чтения.// Библиотека.- 1997.- №1.- С.50 - 53.
Томашева Е.Н. О стратегии в педагогике и о многом другом // Библиография. - 1996. - №6 . - С.46 - 55.
Томашева Е.Н. Феномен культуры (Игровые материалы в документальном потоке и их место в работе детской библиотеки) // Библиография.- 1997. - № 3.- С. 77-87.