Информационно-библиотечный центр

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

ШКОЛА ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

кафедра детской и юношеской литературы

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ А. С. Пушкина

 

Основы информационной культуры

ПРОГРАММА

Сумина М.Ю., Кузнецова В.К.

Научный редактор:

профессор Позднякова Г.И.

Санкт-Петербург 1997

 

Программа награждена дипломом победителя в конкурсе педагогических достижений в номинации «Петербургский стандарт образования»(1997)

 

Вниманию специалистов предлагается авторская Программа предмета «Основы информационной культуры» для учащихся 1 - 7 классов. Программа, созданная в процессе совместной экспериментальной работы кафедры детской литературы Санкт-Петербургской Академии культуры, Центральной городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина и Международной школы Герценовского университета в 1994 - 1996 г.г., раскрывает цели, принципы, критерии и содержание развития информационной культуры детей и под ростков.

Особенностью Программы является развитие информационной культуры в контексте целенаправленного развития личности, её саморазвития и образования. Поэтому Программа предполагает длительный возрастной диапазон. Результативность педагогических воздействий, прогресс школьников по предмету»Основы информационной культуры» определяются, в конечном итоге, общим уровнем развития личности и достигнутым ею уровнем образованности.

Программа дает возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, т.к. предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей и подростков.

Содержательный макет Программы предусматривает развитие информационной культуры школьников в 1-7 классах, что обусловлено особенностями учебно-воспитательного процесса в Международной школе. Следует особо подчеркнуть, что возможны и другие возрастные и содержательные подходы. Данная Программа - явление открытое для творческого решения библиотекарем поставленных задач. Так, например, как приоритетные для сопровождения учебного процесса в Международной школе определены темы, раскрываемые на материале фонда отдела иностранной литературы на оригинальных языках народов мира. Понятно, что для школ, гимназий, лицеев с определенной специализацией, ведущими могут быть другие предметы и соответственно сопровождающие их темы: краеведение, естественнонаучные, экологические и другие.

Впервые предмет»Основы информационной культуры»включен в учебный план и получил статус обязательной дисциплины.

Содержательно предмет охватывает книговедческий, библиотековедческий и операционно-технологический аспекты, сопровождает базовый стандарт образования и обогащает его использованием потенциала культуры Санкт-Петербурга, уникальных книжных собраний и информационно-поисковой системы города.

В МШГУ программа прошла период первичной апробации (2 года).Учителя и библиотекари г. Санкт-Петербурга проявили интерес к программе, ее фрагменты внедряются в учебный процесс не только начальных, средних, но и старших классов. (средняя школа № 221 Кировского района(отзыв прилагается), средняя школа № 220 Центрального района, средняя школа № 553 Фрунзенского района, экспериментальная площадка - учебный комплекс активизации творческих задатков личности»Белогорье»- средняя школа № 555 Приморского района)

На основе программы осуществляется повышение квалификации школьных библиотекарей и учителей г. Санкт-Петербурга в лаборатории методологии и технологии Санкт-Петербургского Университета Педагогического Мастерства.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования,

моделирующего такие качества личности, которые влияют на её саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

Ведущей целью курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» является формирование и развитие информационной культуры школьника, как важнейшего компонента уровня образованности, стоящего в одном ряду с основными умениями, на которых строится образование: умение читать, писать и считать.

Как составная часть цикла «Технологии» предмет ориентирован на опережающее развитие ребенка и рассматривается в качестве необходимой основы для успешной подготовки и освоения обязательных предметов учебного плана.

Формирование информационной культуры предусматривает развитие у учащегося:

- отношения к информации;

- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

- устранять информационный дефицит;

- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

-способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;

- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.

Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения школьников на различных этапах достижения ими уровней образованности: грамотности (начальная школа), функциональной грамотности (неполная средняя школа), информированности и компетентности (средняя школа).

В данной Программе определены два блока». Основы информационной культуры» для начальной школы и»Основы информационной культуры» для 5-7(8) классов - для неполной средней школы. Возможен в дальнейшем и третий блок. Школа и библиотека рассматриваются как единая целостная педагогическая система в развитии информационной культуры учащихся, в решении познавательных задач и достижении детьми и подростками определенного уровня образованности. Программа каждого класса рассчитана на 30 часов. На отдельные темы учитель может планировать занятия от 1-го до 3-х часов.

Содержательно в программе представлены 3 раздела: книговедческий, библиотековедческий и операционно-технологический.

Книговедческий раздел ориентирует учащихся во всем многообразии типов и видов русской и зарубежной литературы и ее изданий в историческом и современном аспектах. Библиотековедческий ракурс позволяет сформировать взгляд на библиотеку как на информационную среду, информационно-поисковую систему, природосообразную личности ребенка и подростка, обеспечивающую открытый, оперативный доступ ко всему многообразию источников информации. Операционно-технологический раздел - синтетический по отношению к двум первым . Он образует связующее звено между учебной деятельностью учащегося и библиотекой, и направлен на решение конкретных познавательных задач, возникающих в учебной практике. Данные задачи решаются учащимися на основе использования методики информационно- библиографического поиска и оценки информации. Книговедческий, библиотековедческий и операционно-технологический разделы образуют стабильную часть двух блоков.

Подвижная часть состоит из конкретных тем, определенных в рамках данных разделов в соответствии с особенностями возрастного развития детей и подростков, а также специфики обязательных учебных программ конкретной школы.

Библиотека, обслуживающая детей и подростков до настоящего времени по отношению к образованию рассматривалась только как источник библиографической помощи учебному процессу. Развитие информационной культуры детей относилось в основном к компетенции детской библиотеки и осуществлялось в отрыве от учебной деятельности школьника, вне его индивидуального опыта в решении познавательных задач и удовлетворении личностных познавательных интересов.

Впервые в данной Программе предпринимается попытка включения информационных процессов в учебную деятельность учащегося.

В программе каждого класса сформулированы темы, сопровождающие учебный процесс и темы, ориентированные на опережающее развитие учащихся.

В начальной школе сопровождение учебной обязательной программы осуществляется:

- на материале фонда отдела иностранной литературы(в т.ч. учебной) на оригинальных языках народов мира: книги, периодическая печать, аудио-, видеоматериалы (предметы элитарного цикла - иностранные языки);

- с использованием изданий по фольклору и лучших изданий отечественной и зарубежной литературы(предмет - чтение);

- на основе изданий краеведческой литературы (предмет – «Мой Петербург»)

- на основе научно-познавательной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедических и справочных(предметы:«Мир вокруг нас», математика, основы экономической культуры). В результате изучения предмета в начальной школе учащийся должен:

- иметь общее представление об истории книги, уметь отличать книгу от других носителей информации, использовать знания о структуре и элементах книги в целях поиска информации, иметь представление о репертуаре художественной и научно- познавательной литературы для детей младшего возраста;

- ориентироваться в книжной и информационной среде детской библиотеки;

- уметь выстроить алгоритм поиска информации по энциклопедиям. справочникам и словарям для данного возраста, уметь оценивать и выбирать необходимую для ответа на поставленный вопрос информацию. Информационно-библиографическое сопровождение учебной программы для неполной средней школы осуществляется по следующим предметам: иностранные языки, литература, искусство написания сочинения, предметы социально- экономического и естественнонаучного циклов. По итогам неполной средней школы учащийся должен уметь:

- самостоятельно осуществлять поиск информации;

- оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности и солидности источника, а также целей ее поиска;

- библиографически грамотно оформлять классные и домашние задания;

- создавать и использовать персональные поисковые системы: каталог домашней библиотеки, простейшие ИПС на основе использования компьютера;

- уметь вести и поддерживать информационный диалог.

Контроль за уровнем освоения основ информационной культуры осуществляется по результатам творческих работ, выполненных учащимися как в рамках данного курса, так и по другим предметам школьной программы. (см. Приложения)

Программа ориентирована на сотрудничество учителя и библиотекаря является открытой для педагогических экспериментов, реализации межпредметных связей и образовательно-воспитательных программ.

 

 

 

Информационно-библиотечный центр предоставляет

персональный и корпоративный удаленный доступ для преподавателей и студентов к самым надежным информационным ресурсам:

             

              
        ООО «ИВИС»   

 

 


 

Электронный дайджест лучших практик работы информационно-библиотечных центров Санкт-Петербурга, 2023

 

Подробнее

 


 

«Читающая мама – читающая школа – читающая страна»

при поддержке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, 28 ноября 2023 года

 

Подробнее...
 

VII Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы». 27 ноября 2023 г. Москва 

Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета. 
Доклад «Аксиология современного чтения». Видео.

Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент Московского городского педагогического университета.
Доклад «Чтение в школьном образовании: шаг вперед, два шага назад». Видео.

 

ИТОГИ

финального этапа Регионального конкурса школьных информационно-библиотечных центров

«Информационно-библиотечный центр – инновационная модель библиотеки образовательного учреждения»

Подробнее...
 

ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Библиотека образовательного учреждения 21 века – традиционные и инновационные пути развития»

 

Подробнее...

 


 

Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики»

Санкт-Петербург, СПб АППО, 20-21 апреля 2023 г.

ПРОГРАММА

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

 


 

29 марта  в рамках Петербургского образовательного форума 2023 года состоялась  региональная научно-практическая конференция:

«Информационно-библиотечный центр как  точка трансформации образовательного учреждения»

  

Программа конференции

Доклады

ПОСТ-РЕЛИЗ


 

Электронный каталог библиотеки
СПб АППО

Уважаемые коллеги!
Предлагаем воспользоваться электронным каталогом библиотеки для круглосуточного дистанционного индивидуального доступа к педагогической информации.

Подробнее

 

Конференции
Конференция - 2023
Программа
Материалы конференции
Конференция - 2022
Программа
Материалы конференции
Фотоотчет
Пост-релиз
Конференция - 2021
Программа
Стендовые доклады
Пострелиз с фотоотчетом
Презентации докладов
Конференция - 2020
Программа
Пленарное заседание
Секции офф-лайн
Круглый стол
Площадки видеоконференции
Конференция - 2019
Программа
Видео-доклады, презентации к докладам
Фотоотчет
Итоги конкурса библиотек
Конференция - 2018
Программа конференции
Обзор конференции - 2018
Презентации к докладам
Итоги конкурса библиотек
Сборник докладов
Конференция - 2017
Программа - конференции 2017
Обзор конференции - 2017
Фотоотчет
Презентации к докладам
Конференция - 2016
Программа конференции - 2016
Обзор конференции - 2016
Итоги и победители конкурсов
Конференция - 2015
Программа - конференции 2015
Обзор конференции - 2015
Торжественное награждение
Фото конференции 2015
Доклады
Конференция - 2014
Программа конференции - 2014
Обзор конференции - 2014
Конференция - 2013
Программа конференции - 2013
Обзор конференции - 2013
Конференция - 2012
Программа конференции - 2012
Обзор конференции - 2012
Конференция - 2011
Программа конференции - 2011
Обзор конференции - 2011
Конференция - 2010
Программа конференции - 2010

Деятельность